Как подготовить ребёнка к школе

Если вашему ребенку исполнилось шесть, самое время всерьез задуматься о подготовке к школе. Сегодня будущему первокласснику нужно знать и уметь не так уж много, главное – чтобы он был развит всесторонне, как говорят, созрел для школы.

В это понятие зрелости входят развитые интеллектуальная, физическая и эмоционально-волевая сферы маленькой личности.

Интеллектуальная сфера

Будущий первоклассник должен знать «в лицо» все буквы алфавита, уметь составлять из них слоги, соотносить букву и звук. Хорошо, если ребенок считает до 100 и обратно, хотя в норме достаточно и счета в пределах 20. Дошколенок должен понимать, что, скажем, 9 можно получить, сложив 5 и 4, а еще 3 и 6, а еще 2 и 7, и так далее.

Преподаватели часто жалуются, что дети плохо пересказывают или вообще не умеют этого делать. А ведь пересказ – это то, что должен уметь делать ребенок, поступающий в первый класс. И, самое главное, что понадобится мальчишкам и девчонкам в школе, – широкий кругозор. «Некоторые дети, приходя в первый класс, не знают ни одной птицы, кроме воробья и голубя, и не могут отличить молоток от отвертки. На ножницы же они смотрят так, будто впервые в жизни их видят», – делится преподаватель уральской школы Ольга Кочкина.

Физическая сфера

В этом плане от ребенка не требуется многого. Одна из самых больших проблем сегодняшних первоклассников – неразвитая мелкая моторика. Из-за того, что дети в дошкольном возрасте мало рисовали, вырезали, лепили, в первом классе они никак не могут научиться правильно держать ручку. Как следствие, страдает почерк.

Существует множество примеров, когда ребятишки, которые до школы не научились быстро завязывать шнурки, лепить и вырезать, вырастая, становятся дядями и тетями с кривым-косым почерком и отсутствием способностей к мелкой, кропотливой работе. Мелкую моторику необходимо развивать уже с трех лет, не дожидаясь, когда придет время готовиться к школе.

Эмоционально-волевая сфера

Будущий первоклассник должен обладать настойчивостью, умением доводить дело до конца, преодолевать трудности, владеть своими эмоциями. Наталья Ратанова, педагог-психолог одного из детских садов УРФО: «Некоторые дети даже в первом классе могут с психом сбросить вещи с парты и закричать: «У меня ничего не получается!» вместо того чтобы попробовать снова».

Ребенок шести лет должен быть готов к школе и в коммуникативном плане. Иначе ему будет очень сложно наладить контакт и с одноклассниками, и с учителем. Нарушения общения, как правило, приводят к отставанию в учебе. Такая опасность подстерегает в основном детей, которые не ходили в садик и редко бывали в детских коллективах.

Кроме того, первоклассник должен уметь построить беседу, организовать игру.

Где же подготовить ребенка?

В обычные общеобразовательные школы сейчас берут всех детей, вне зависимости от их уровня подготовки. Однако, если с ребенком-дошколенком не заниматься, результаты его обучения в школе будут весьма удручающими. Психологи отмечают: «Не важно где, но ребенок должен готовиться к школе обязательно!»

Ребенка можно подготовить четырьмя способами: заниматься с ним самостоятельно, отдать его в подготовительные классы при школе, обратиться в детский развивающий центр или к репетитору. Для начала родители должны выбрать, готовить ли ребенка индивидуально, или лучше, чтобы он занимался в группе. В большей степени этот выбор зависит от того, ходит ли дошкольник в садик или нет. Если программы в детском саду реализуются полностью, и ребенок посещает все занятия, то никакой необходимости в дополнительной подготовке к школе вне дома нет.

Индивидуальная подготовка

Дома подготовить ребенка к школе может мама, бабушка или специально нанятый репетитор.

В общем-то, подготовка ребенка – не такая уж и сложная задача, справиться с этим может почти любая мама без специального образования.

Для родителей будущих первоклашек есть несколько советов педагогов:

1. Будьте спокойны.

Объяснять материал ребенку нужно тихо, доброжелательно, не торопясь. Если ваш ученик чего-то никак не может понять, то лучше отложить занятие до завтра.

2. Двигайтесь маленькими шагами.

Если в детском саду занятия продолжаются по 20-25 минут, то дома психологи советуют остановиться уже через 15-20 минут.

3. Меняйте деятельность.

Не нужно все занятие посвящать чему-то одному. Хорошо, если сначала вы почитаете, затем перескажете прочитанное, и, наконец, порисуете или вырежете аппликацию.

4. Правильно начинайте.

Психологи не советуют начинать занятия, например, с такой фразы: «Я вижу, что ты устал, балуешься, давай почитаем». Впоследствии чтение, да и учеба вообще, могут восприниматься ребенком как наказание за баловство. Естественно, никаких положительных эмоций занятия вызывать не будут. Лучше всего заниматься с ребенком тогда, когда у него хорошее, спокойное настроение. Здорово, если мама вносит в урок некоторый элемент интриги, например: «Отгадай, чем таким интересным мы сейчас займемся?»

5. Больше общайтесь.

Если вы смотрите мультфильм или читаете сказку, обязательно просите сына или дочку пересказать сюжет. Порассуждайте вместе о том, что ребенку понравилось, а что нет; как бы он поступил, если б оказался на месте главных героев и тому подобное. Хорошо, если вы вместе придумаете для сказки продолжение.

Гуляя с дошколенком, старайтесь обсуждать увиденное. Действуйте, как акын – что вижу, то пою: «Гляди, вон машина проехала, а вон ворон пролетел. Ворон черный и говорит: «Кар-кар!» Как зовут его жену? – Ворона! – Как зовут его деток? – Воронята!»

Подготовка в коллективе

Если ребенок раньше не посещал садик и вообще редко бывал в обществе других детей, то педагоги единогласно советуют готовить его к школе в группе. Наталья Ратанова: «Лучше все-таки готовиться в детском коллективе, ведь учебная деятельность – групповое занятие, и впоследствии, в школе, такой ребенок будет легче воспринимать информацию. Дома мама обращается лично к ребенку, а в школе учитель может рассказывать что-то, обращаясь к Пете, Васе, Маше. В результате первоклассник просто может быть не готов воспринимать информацию, которая обращена не лично к нему».

Ко всему прочему, дети, для которых первый класс – это еще и первый опыт постоянного общения с одногодками, могут чувствовать себя обделенными, лишенными внимания. Часты случаи, когда первоклассник отказывается идти в школу, потому что учитель, как ему кажется, общается с ним меньше, чем с другими. Такое впечатление возникает у ребенка, например, тогда, когда он тянет руку, а педагог спрашивает другого. В результате – обиды, недопонимание, нежелание учиться, если «все равно не спрашивают».

Чтобы избежать таких ситуаций, нужно заранее научить ребенка жить в группе. В детском коллективе все компоненты готовности отрабатываются комплексно. Это значит, что ребенок, посещавший курсы подготовки к школе, скорее всего, будет развит гармонично, без перекосов в сторону интеллектуальной или физической составляющей личности. Он будет более усидчивым, внимательным, дисциплинированным, чем его сверстники, которые раньше в детском коллективе не бывали.

Какой бы способ подготовки к школе вы ни выбрали, помните, что без вашего собственного родительского усердия все равно не обойтись. Больше разговаривайте с ребенком, сочиняйте, развивайте его кругозор. Ведь максимум, что может сделать педагог, встречаясь с будущим первоклассником дважды в неделю, – научить его читать, считать и писать. А рассказать как можно больше о том, какой прекрасный мир нас окружает, можете только вы.

Екатерина Сумина,
по материалам lady74.ru

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Мнение авторов статей может не совпадать с позицией редакции.

Система Orphus Обнаружили орфографическую ошибку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter






Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.