Медикам Качканара предлагают подписать Хартию врачей против табакокурения
Если подпишут — все курящие работники городской больницы должны бросить дурную привычку. Изменения в этом случае коснутся и пациентов, которых разделят на две категории — курящий и некурящий, а статус запишут в личную медкарту. С этого момента курение будет считаться не привычкой и стилем жизни, а болезнью. Качканарские доктора признают необходимость борьбы с табаком, но говорят, что подписание хартии станет всего лишь формальностью — вряд ли кто-то из них из-за документа откажется от никотина
49-летний Юрий Махмутов — заведующий отделением реанимации в городской больнице. Курит уже почти тридцать лет. Несколько раз бросал, но каждый раз безрезультатно. У него, признается врач, появилась небольшая традиция — бросать курить один раз в год:
— Месяца три держусь, но потом после какой-нибудь особо тяжелой смены начинаю по новой. Вот вы когда-нибудь работали через сутки? Нет? Когда будете работать, я посмотрю на вас, может, вы тоже закурите. Не воспринимайте эти слова, как оправдание. Обещаю, что когда-нибудь брошу курить — у меня есть такие планы.
В восьмидесятых годах прошлого века, когда он впервые закурил, курение было популярным занятием среди жителей Советского союза. Этот вывод, говорит Юрий Маратович, он сделал на основании небольшого анализа — если в те времена курили многие врачи, то сегодня в стационаре всего два курящих сотрудника.
О хартии, которую собираются принять его коллеги, заведующий реанимацией уже наслышан.
«Здоровье или табак»
«Указивка» из областного Минздрава пришла в городскую больницу Качканара в первых числах августа. Министр Аркадий Белявский предложил главному врачу обсудить с коллективом и принять Хартию врачей против табакокурения. К своему письму он прикрепил текст Хартии, которая включает в себя 11 постулатов.
«Курящий врач не может быть образцом поведения и теряет доверие — откажитесь от курения», «Документировать статус курения всех пациентов», «Относиться к табачной зависимости как к болезни, а не как к образу жизни», «Отказываться от сотрудничества с табачной индустрией в научных исследованиях, не принимать от нее финансирования»… Качканарские врачи, по мнению министра, должны согласиться с каждым тезисом.
Этот документ появился на свет совсем недавно. В мае в Екатеринбурге прошел всероссийский форум «Здоровье или табак», в котором приняли участие не только российские врачи и ученые, но и американцы, турки, британцы. Всего более одной тысячи человек. Вместе они обсудили, как можно бороться с никотиновой зависимостью, и приняли в качестве главного «оружия» вышеуказанную Хартию.
Дальше начала появляться цепочка — сначала к движению присоединились медики Кубани, спустя несколько недель — врачи Чувашии. Третьим регионом России, который поддержит хартию, скорее всего, станет Свердловская область. По-крайней мере, министерские письма с таким предложением поступили не только в больницу Качканара, но и в другие уральские города.
Лилия Ворончихина говорит, что уже обсуждала со своими подчиненными предложение министра. В ближайшее время в больнице состоится совещание, на котором медики проголосуют — присоединяться к Хартии или нет. Протокольные результаты собрания, скорее всего, будут направлены областному руководству в качестве ответа.
Руководитель уверена, что принять документ — это реально:
— Мы как раз сегодня разговаривали с заведующими на эту тему. Они двумя руками «за». Даже некоторые курящие доктора одобрили эту инициативу.
«Сколько денег ты прокурил за жизнь?»
Всего штат городской больницы насчитывает 730 человек, большинство которых не имеют никотиновой привычки. Курящих докторов, как говорит главный врач ведомства Лилия Ворончихина, можно «пересчитать по пальцам». Гораздо больше курильщиков среди среднего медицинского персонала. Этот факт Лилия Юрьевна связывает, в первую очередь, с отсутствием у последних высшего образования:
— Не хочу никого обидеть этими словами. Просто врач, закончивший академию или университет, столько лекций прослушал о вреде табака… Онкологию, сердечные заболевания изучаешь — курение как фактор риска проходит. Благодаря этому врачи знают о последствиях, контролируют свои желания. А средний медперсонал не в курсе всех тонкостей.
Сама главный врач, как признается, в жизни не сделала ни одной затяжки. В этом, по ее словам, главную роль сыграло воспитание и пример родителей — те тоже были некурящими.
— Во-вторых, я не вижу смысла в том, чтобы целенаправленно губить свое здоровье. Третья причина — финансовая. Зачем тратить деньги на ветер? Пусть каждый курильщик посчитает, сколько денег он прокурил за всю жизнь, — перечисляет Лилия Ворончихина.
Одиннадцать «заповедей», которые Министерство предлагает соблюдать всем медикам |
«Курильщики могут перейти на травку»
По мнению руководства горбольницы, принятие Хартии может реально подтолкнуть курящих медиков к отказу от вредной привычки:
— Каждый, наверное, осознает вред, который он получает от никотина. Плюс, с возрастом мы все чаще задумываться о здоровье. А по онкологии среди мужчин в Качканаре, да и во всем мире, первое место занимает рак легких. Наверное, это тоже о чем-то говорит. Сейчас у людей будет реальный повод отказаться от сигарет, — рассуждает главный врач.
Раньше, по ее словам, она неоднократно советовала коллегам бросить курить, однако к устным советам все равно никто не прислушивался. Объясняли, что, мол, поздно переучивать.
— Но это отговорка. Отказаться от вредной привычки никогда не поздно. Только многие понимают это только, когда попадают в реанимацию и встают перед выбором: жизнь или смерть. Вообще, реанимация — очень хорошее лечебное средство, не требующее приема каких-либо препаратов. Близость смерти здорово действует на психику, заставляя переосмыслить многие вещи, — говорит Лилия Ворончихина.
Однако, по ее мнению, борьба с табакокурением — палка о двух концах. С одной стороны, ситуация в стране хуже некуда — курят все подряд, и женщины, и дети. С другой стороны, если резко поднять цены на табак или предпринять еще какие-то кардинальные меры, люди могут перейти на травку.
— У нас уже сейчас есть 11-летний парнишка, которого почти каждую неделю возят к наркологу. Мальчик растет в приличной семье. Только в последний раз нарколог хотел оставить ребенка в стационаре, чтобы хотя бы к школе его подготовить, родители почему-то отказались.
Главное заблуждение
Снизив число курильщиков среди врачей, составители хартии надеются «зацепить» и все остальное население. Мол, своим успешным примером медики «заразят», в первую очередь, пациентов.
Сегодня, рассказывает главный врач ЦГБ, курит почти каждый второй пациент: беременные, больные в тяжелом состоянии, которые находятся в реанимации.
— Извините меня, если женщина приходит рожать и несколько раз в день выходит покурить, а потом мы фиксируем у новорожденного какие-либо патологии, разве это нормально?
По ее мнению, главное заблуждение курильщиков — это вера в безопасность курения: они курят по 3-5 лет, не ощущают кардинальных изменений в своем организме и начинают считать, что объявления в стиле «Минздрав предупреждает» — сказка.
— Помню, я еще работала врачом в гоковском цехе, большинство работников которого курили. Каждое утро у них начиналось с кашля. Слушаешь их легкие, а там: «Шшшш». Я все им говорила, что их бронхи — как кузнечные меха, там все засорено.
«Курение должно стать стыдным»
Юрий Махмутов — заведующий реанимацией, имеющий приличный стаж курения — говорит, что признает вредность курения, но к принятию Хартии относится с недоверием.
— Я всегда отношусь к подобным вещам настороженно. Знаете, сколько у нас таких хартий было? Их по любому вопросу принимают, и что толку? Считаю, что это все ерунда. Подписание документа не может простимулировать человека к отказу от сигарет. Надо сделать так, чтобы курить было стыдно. Только тогда люди откажутся от этой привычки, — говорит Юрий Маратович.
Доктор также отмечает, что среди его пациентов встречается много никотинозависимых. Их отказ от сигарет на фоне тяжелого состояния, по его наблюдениям, порою вызывает психоз:
— Курение — это своеобразная наркотическая зависимость. В течение четырех дней после отказа от никотина человек испытывает ломку. Многие по-разному ее переносят, у некоторых — вплоть до психоза. Например, они начинают отказываться от лечения, несмотря на то, что стоят одной ногой в могиле.
Елена Ходырева
А вы являетесь курильщиком? Расскажите о своем жизненном опыте. Может, вы курили, но вам удалось бросить? Или вам удалось устоять перед соблазном сделать первую затяжку? Как, на ваш взгляд, можно снизить число курильщиков в стране?
Не курю уже два года и очень жалею, что до этого курил почти двадцать лет.
Очередная попытка министерства переложить вопросы своей ответственности на других. Надо же как-то министру отчитываться по работе по борьбе с курением!