Государство закрывает программу льготного автокредитования
С 1 января 2012 года прекращается действие схемы льготного кредитования автомобилей, сообщили в Минпромторге. Больше всех пострадает АвтоВАЗ, который продавал льготникам 47% своих авто.
Программа, в рамках которой государство субсидировало часть процентной ставки по автокредитам, завершится к концу этого года. О том, что программа не будет продлена в 2012 году, сообщил в среду заместитель департамента автомобильной промышленности Минпромторга России Алексей Жидяев.
Всего на программу из бюджета было выделено 30 млрд рублей. По состоянию на 1 июля этого года государство перечислило в счет субсидий коммерческим банкам, участвовавшим в программе, 18,9 млрд рублей.
Программа льготного кредитования стартовала в 2009 году. Она предусматривает выдачу кредита на покупку отечественных автомобилей и иномарок российской сборки стоимостью до 600 тысяч рублей при условии, что предоплата (или размер первоначального взноса) составляет 15% от стоимости автомобиля. Государство субсидирует проценты по кредиту в объеме 2/3 от ставки рефинансирования ЦБ (на сегодня ставка ЦБ — 8,25).
Льготное автокредитование было одной из мер поддержки отечественной промышленности после кризиса 2008 года. «Банк, кредитующий покупку автомобилей по программе государственного субсидирования процентной ставки, выдавал заемщику кредит по заведомо пониженной ставке, и каждый месяц подавал в Минпромторг сводную ведомость с количеством заемщиков и суммой выданного кредита. И по каждому такому кредиту Минпромтторг перечислял банку его упущенную выгоду — разницу между государственной ставкой и реальной рыночной. Поэтому программа была выгодна и для покупателя автомобиля, и для банка, но затратна для бюджета», — так пояснил механизм взаимодействия банка и государства начальник управления развития автокредитования банка «ЮниКредит» Иван Жихарев.
«На сегодняшний момент в бюджете на программу льготного кредитования на 2012 год средств не предусмотрено», — сказал в среду Жидяев, добавив, что последствия кризиса российский авторынок уже преодолел, и необходимость стимулировать покупку россиянами машин уже отпала.
Правда, в проекте федерального бюджета на 2012 год заложены средства в сумме 3,253 млрд рублей на субсидии российским банкам по льготным автокредитам, выданным ранее — в 2009 –2011 годах. А вот по автокредитам, которые будут банки выдавать с января 2012 года, ставки субсидироваться уже не будут.