Российские критики не лестно отозвались о фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой»
1 декабря на экраны российских кинотеатров вышел разрекламированный фильм Петра Буслова «Высоцкий. Спасибо, что живой».
Сюжет основан на реальных событиях. Действие картины происходит летом 1979 года — до смерти Высоцкого оставался ровно год. На концерте в Узбекистане у него случился сердечный приступ, в результате которого поэт пережил клиническую смерть. Зрителям покажут всего пять гастрольных дней из жизни великого поэта.
Зрители повалили в кинозалы, а критики опубликовали свои рецензии.
— — —
Юрий Богомолов, РИА «Новости»
«Что нам сказал смоделированный Высоцкий? В общем, ничего существенного. Что сказали авторы? Сказали следующее: вот вам человек, который мог делать все, что не могли себе помыслить его современники. Для которого нет слова «нельзя». Он мог зарабатывать большие деньги, мог жениться на французской кинозвезде, мог приобрести Мерседес, мог гонять на нем с превышением скорости, мог не бояться КГБ. Смог отсрочить собственную кончину.
И это все, что они смогли сказать? Как-то ничтожно мало в сравнении с теми техническими усилиями и творческими талантами, что они затратили на клонирование феноменального человека. И неизмеримо меньше того, что он сказал своими балладами.
Надо ли было тревожить загробную жизнь поэта только для того, чтобы посмаковать его земные подвиги и потешить тщеславие тех, кто овладел технологией кинематографического клонирования?»
— — —
Максим Эйдис, «Газета.ру»
«Гримеры и компьютерные спецы могли бы так не стараться: мрачно глядящий с экрана, хрипящий и обливающийся потом человек мог бы без потерь носить и другое (например, вымышленное) имя — и так, кстати, было бы правильнее всего.
Он актер, но в фильме единственное его выступление не в Театре на Таганке, а на бухарском рынке. Бунтарь против режима, но не произносящий ни одной фразы, способной вызвать подозрение спецслужб. Он безумно популярен, но стоит в ОВИРовской очереди среди простых советских граждан и проходит по московскому аэропорту, никем не узнанный. За ним гоняется КГБ, но с какими-то туманными целями. Его безумно любят две женщины, но история их отношений остается за кадром. Поэт, но пишет лишь одно стихотворение — в самом конце, в самолете, на пачке Marlboro, сразу набело, как в раскритикованном когда-то Маяковским фильме «Поэт и царь». Певец, но ни одна его песня не звучит в кадре целиком, до тех пор пока на экране не появляются титры, потому что все это неважно: ведь Высоцкий здесь — персонаж второстепенный, а главный герой фильма вовсе не он, а полковник госбезопасности Виктор Михайлович — честный, готовый идти на риск и спорить с высоким начальством. Борец за правду, выполняющий свой долг перед обществом».
— — —
Михаил Трофименков, «Коммерсант»
«Если при первом появлении на экране «Высоцкий» навевает лишь легкомысленные ассоциации с персонажами «Планеты обезьян» Тима Бертона, то затем внушает нарастающий, смешанный с отвращением ужас, как восковая кукла мадам Тюссо. Хваленый виртуозный грим, якобы гарантировавший стопроцентное сходство с героем, парализовал актера, ограничив его мимику парой робких гримас, речь — одной, неизменной интонацией, пластику свел к нечеловеческому страху перед лишним движением, опасным для грима.
После того как увидишь это, не хочется даже сердиться на демагогию создателей фильма: дескать, Высоцкий получился как живой. «Живым» на экране может стать только герой, претворенный актером в образ. «Как живыми» бывают только зомби. В связи с этим особенно циничным издевательством кажется подзаголовок фильма: «Спасибо, что живой».
Одного этого было достаточно, чтобы убить фильм, но «контрольным выстрелом» стала сама сценарная идея: рассказать о пяти днях жизни Высоцкого в июле 1979 года, когда на «левых» гастролях он пережил клиническую смерть в гостиничном номере. Точнее говоря, смерть от передозировки морфием. А если бы не передознулся, умер бы от нехватки заветного наркотика.
Этот маргинальный эпизод из жизни Высоцкого смотрится как история неприятного, алчного торчка, готового, что бы ни говорили ему врачи, рискнуть больным сердцем на среднеазиатской жаре ради 450 рублей левого заработка. Ну ладно, сам герой, возможно, уже не совсем понимает, что творит. Но тогда вина за его клиническую, а затем — и настоящую, смерть ложится на его окружение, состоящее из фриков один другого отвратительней.»
— — —
Мур Соболева, Film.ru
«Вместо истории о деструктивности гения у Высоцкого с Бусловым получился очень дорогостоящий, прекрасно сделанный, временами бессвязный монолог сына на могиле отца — тут и ярость, и ненависть, и тоска, и бесконечные упреки покойному: как ты мог, как ты мог, больно, больно, больно. Вы думаете, он был гений? Всеобщий любимец? Смотрите: морфинист, слабый, растлитель малолетних, изменник, жертва. Гений, да. Как ты мог. В фильме собрались, как в капле, все слухи о Высоцком, которые наложились на кинематографические штампы. Качественный и красивый блокбастер о нескольких драматических днях в жизни человека по имени Владимир Высоцкий.»
— — —
Роман Волохов. «Новости кино»
«Если бы это было кино не про Высоцкого, а про одаренного как талантом, так и деньгами, но еще живого и известного лишь в узких кругах наркомана, то это даже было бы неплохо. Если бы в роли Высоцкого снялся живой человек, а не компьютерная графика, наложенная на труды гримеров, то это даже было бы неплохо. Если бы создатели не растягивали сорокаминутную историю на два часа, либо не тыкали в нос зрителю каждые три с половиной минуты фразы «лекарство», «ему нужно», «он умирает» и «он умирает, ему нужно лекарство», то это даже было бы неплохо.
В общем, если бы этот фильм не сняли, то это даже было бы неплохо. Неужели Высоцкий не заслужил достойной экранизации своей биографии? И так ли уж обязательно паразитировать на костях титана советского искусства, прикрываясь эфемерными мотивами… или нет, желая показать… то есть, как бы донести до зрителя… собственно, а зачем нужен был этот фильм?»
— — —
Маша Вильямс, Afisha.mail.ru
«Беда этой картины не в том, что чего-то не хватает, а в том, что, наоборот, есть, как говорится, кое-что лишнее. Лишнее – тотальный, всеохватный, всеподавляющий пиар, которому бы позавидовали адмирал Колчак и комдив Котов вместе взятые. Некоторое время назад песни Высоцкого распевали с эстрады все, кому не лень, от девичьих коллективов до хрипатых героев звездных скандалов. «Утреннюю гимнастику» с ее остроумным социальным подтекстом всерьез крутили на спортивно-массовых мероприятиях.
С недавних пор Высоцкий оказался просто везде: на флаерах в кино, на афишах, в газетных киосках, в книгах, на бутылках дешевого и очень дешевого пива. Высоцкий, как и Большой театр, неожиданно стал нашим «национальным брендом», «нашим всем». В сочетании с фамилией одного из самых раскрученных российских актеров, которому молва мгновенно приписала главную роль в этом фильме, это производило не совсем то впечатление, которого добивались создатели. Та, старая Система, заручившись поддержкой КГБ (пусть там попадались и совестливые экземпляры, как уверяет картина), гнобила Высоцкого, как могла. Эта, новая Система, вооружившись всеми атрибутами масштабной пиар-кампании, устраивает из его жизни и из него самого шоу. Той системе Высоцкий мог ответить. Этой – уже не сможет.»
Смотрите также:
— Высоцкий. Спасибо, что живой
— Владимира Высоцкого сыграли сразу два актера
— Марина Влади осудила создателей фильма про Высоцкого