Почему каждый 40-й житель Качканара болен сахарным диабетом

Каждый 40-й качканарец болен сахарным диабетом. Ежедневно такой диагноз получают, в среднем, по два человека. Врачи прогнозируют: если так пойдет и дальше, то через десять лет число больных увеличится в два раза. Пока государство бесплатно снабжает диабетиков лекарствами, но пациенты начинают бить тревогу — часть препаратов приходится покупать на собственные деньги

Ирине Николаевой — 51 год. Работает продавцом в магазине, воспитывает внучку. С виду обычная женщина, покупатели даже не догадываются, что каждые 2-3 часа ей приходится отлучаться в подсобку, чтобы поставить себе укол. Если инъекция не будет сделана вовремя, она может впасть в кому.

Три года назад женщина перенесла несколько стрессовых ситуаций и попыталась покончить жизнь самоубийством. Врачам удалось спасти ее, но в напоминание о случившемся у нее появился сахарный диабет. Для того, чтобы поддерживать организм в порядке, Ирина встала на учет в городскую больницу. Раз в квартал ей бесплатно выдавали таблетки, а также специальные тест-полоски для измерения сахара в крови.

Год назад ее здоровье резко ухудшилось. Выяснилось, что таблетки перестали помогать, поэтому ее посадили на инсулиновые уколы. Колоть инсулин необходимо шесть раз в день, без него ей становится очень плохо. При этом до и после каждой инъекции нужно измерять уровень сахара в крови, чтобы не переборщить с лекарством. Здесь, рассказывает Ирина, и возникла загвоздка. Если раньше ей выдавали на месяц 100 тест-полосок, то с ноября количество снизили до 50.

— Получается, я должна докупать тест-полоски на собственные деньги, а это примерно 900 рублей в месяц, либо экономить и ставить уколы наугад. В последнем случае очень большой риск — если будет передозировка или нехватка инсулина, то я могу, например, впасть в кому, — о возможных перспективах Ирина говорит спокойно, как будто уже заранее подготовила себя к самому худшему варианту.

Проблем с выдачей инсулина, по словам женщины, пока не возникало. Однако в поликлинике ее предупредили, что, возможно, в начале года будут некоторые проблемы с поставками.

«На тест-полоски не хватает денег»

В городской больнице подтверждают, что число тест-полосок, выдаваемых на руки одному человеку, действительно снизилось.

— Но от нас это не зависит. Сколько поступает из областного эндокринологического диспансера, столько и раздаем, — пояснила главврач Лилия Ворончихина. — Потребность, конечно, большая, но заявки в полном объеме не удовлетворяются. Не хватает денег.

Средства на закупку инсулина и тест-полосок для диабетиков, которые являются региональными льготниками, выделяет областное правительство. Возможно, предполагает Лилия Юрьевна, в следующем году ситуация исправится: «С 1 января финансирование изменится, может, денег больше выделят и станут закупать по потребности». Но, подчеркивает главврач, пока прогнозировать сложно.

Пока же единственный выход для больных сахарным диабетом — докупать тест-полоски за собственный счет. Их стоимость варьируется от 400 до 1200 рублей. Аналогичная ситуация и в других городах области.

— Тест-полоски — это дополнительная помощь. На сколько денег хватает, на столько она и оказывается. Разнарядка о выделении денежных средств для каждого города идет сверху. Поэтому здесь ни эндокринолог, ни я не виноваты, — резюмирует Лилия Юрьевна.

Проблем с поставками инсулина, по данным главврача, не предвидится: «Это жизненно необходимый препарат, поэтому как бы тяжело нам ни было, мы все равно будем выдавать его».

Диабет от стресса

Сахарным диабетом в Качканаре болеет каждый сороковой — на учете в поликлинике стоят 1128 человек. Каждый день, рассказывает эндокринолог Артур Глухов, выявляется, в среднем, по два человека.

— Я прикинул, что если дело и дальше так пойдет, то через 10 лет число больных удвоится, будет около 2500-2600 пациентов, — говорит врач.

Несмотря на пандемию, эндокринолог в Качканаре появился только минувшей осенью, до этого диабетиков лечили терапевты, не имеющие специализации по данному заболеванию. Сейчас, чтобы записаться на прием к эндокринологу, необходимо занимать очередь за несколько часов до открытия поликлиники.

Диабет, рассказывает Артур Глухов, возникает тогда, когда поджелудочная железа перестает вырабатывать инсулин, без которого организм не может нормально существовать. Причины этому могут быть разные — от банального стресса и перенапряжения до какого-либо эндокринного заболевания. Диабет также может возникнуть и у пьющих людей, которые ранее перенесли заболевание поджелудочной железы.

— Когда я учился в институте, то у меня были пациенты — двое ребят, абитуриенты медицинского ВУЗа, которые «заработали» себе диабет на вступительных экзаменах. От стрессовой ситуации клетки их поджелудочной железы выработали свой ресурс, — вспоминает Артур Владимирович.

Также болезнь диагностируют и у людей с ожирением — их организм вырабатывает инсулин в полном объеме, однако клетки не усваивают полезное вещество. Но если первые могут прожить без уколов инсулина, максимум, один день, то вторые могут поддерживать свое здоровье таблетками.

Диабет второго типа, который чаще выявляется у полных людей, находят и у детей, страдающих ожирением.

— Если в советские годы это было нонсенсом, то сейчас — как будто в порядке вещей. В сороковой больнице Екатеринбурга ежедневно ставят на учет по 2-3 детишек с сахарным диабетом, — говорит местный эндокринолог.

Диабет, по его словам, значительно снижает продолжительность жизни. Чаще всего больные умирают от осложнений — инфаркта, инсульта, почечной недостаточности, сепсиса (снижается чувствительность ног, поэтому человек долгое время может не обращать внимания на ушиб или рану).

«Отказ от майонеза, масла и сладкого»

Сегодня в городе, как и по всей стране, не ведется никакой профилактики заболевания. В идеале, рассуждает доктор, необходимо постоянно выявлять людей, которые входят в группу риска.

— Как в советское время делалось: врачебная комиссия приезжала на производство, отбирала группу лиц по возрасту или факторам риска, а затем работодатель заставлял их в добровольно-принудительном порядке обследоваться в поликлинике, — говорит эндокринолог.

Также, по его мнению, необходимо создавать специальные школы здоровья. Подобные центры есть только в больших городах, да и то о них мало кто знает.

— Мало кто знает, что и в Качканаре существует объединение людей, которые бесплатно проводят курсы гимнастики, пропагандируют здоровый образ жизни. А ведь спорт — это один из методов профилактики сахарного диабета. Заинтересованным пациентам я всегда рассказываю про этот клуб, — говорит Артур Глухов.

По его словам, важно также придерживаться правильного питания. Для начала необходимо приучить себя есть часто, 5-6 раз в день (основных приемов пищи должно быть 2-3, остальные — перекусы фруктами и овощами). Не рекомендуется есть майонез, следует ограничить себя в сладком и жирном, молочные продукты — только обезжиренные.

— Растительное масло полезно, но это фактор развития ожирения. К сожалению, наша национальная кухня завязана на нем. Полным людям рекомендуется принимать не более одной столовой ложки масла в сутки, — советует доктор.

Проконсультироваться на тему диабету можно в кабинете №311 поликлиники, прием по талонам.

«Лечение за рубежом и в России — небо и земля»

Два года назад жительница Качканара Светлана Иванова по приглашению друзей, проживающих в Германии, съездила на консультацию в немецкую клинику. Шокированы были все — и пациентка, узнавшая о жизни зарубежных диабетиков, и доктор, удивленный состоянием российской медицины.

— Когда я сказала, что у нас в городе на тот момент не было врача-эндокринолога, что я сама себе назначаю дозы, что условия моего проживания никем не контролируются, что возникают перебои с инсулином, что я экономлю на тест-полосках и иногда не измеряю сахар в крови, доктор был обескуражен, — рассказывает Светлана.

Девушка признается, что после поездки в Германию очень сильно расстроилась — за рубежом для диабетиков, по ее мнению, больше благ. В частности, многие немцы пользуются инсулиновой помпой — прибор размером с мобильный телефон крепится на пояс и автоматически измеряет сахар в крови и при необходимости вбрызгивает инсулин под кожу. С такой помпой человек может жить полноценной жизнью, не заботясь об инъекциях.

В России такой прибор стоит около 100 тысяч рублей, ежемесячное обслуживание обходится еще в 10 тысяч рублей. В Германии затраты на помпу покрывает страховка (грубый аналог российского страхового полиса). В Качканаре более тысячи диабетиков, и только единицы из них пользуются таким прибором. Светлана рассказывает, что ее знакомая взяла кредит в банке и приобрела дочери-школьнице инсулиновую помпу. Сейчас семье приходится тратить ежемесячно по 6-7 тысяч рублей (для экономии они отключили несколько функций на приборе).

— В Германии люди, болеющие диабетом, не чувствуют себя ущербными. Я общалась с девушкой, к которой два раза в неделю домой приходит медсестра. Она контролирует, как пациентка питается, как следит за своими ногами и так далее. У нас же пущено все на самотек, считается, что пациент сам должен следить за своим здоровьем. Ну, не взял ты талон к эндокринологу в понедельник, значит целую неделю не попадешь на прием, — резюмирует жительница Качканара.

Елена Ходырева


Смотрите также:
Чем болеет Качканар или Где опасно работать
Качканар – в пятерке городов Свердловской области по ВИЧ-инфекции

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Мнение авторов статей может не совпадать с позицией редакции.

Система Orphus Обнаружили орфографическую ошибку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter






Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.