Жительница Качканара Людмила Чекалина делает картины из бересты
За несколько часов до открытия выставки в московском музее. Картина с Бентли — ее первое творение. /фото из личного архива |
Она уже организовала две выставке в Москве, а сейчас готовится к открытию собственной экспозиции в старинном городе Мышкин
Береста — верхний слой березовой коры — служит отличным материалом для разжигания костров и растопки печей. Из нее получают деготь, который входит в состав некоторых популярных мазей. Когда-то давно, еще до изобретения бумаги, на ней писали. А она – 36-летняя жительница Качканара Людмила Чекалина – творит из бересты такие картины, что ими восхищается даже капризная столичная публика.
— На холсте береза — живая, теплая. Ее хочется трогать, гладить, в ней — сама жизнь, — говорит Людмила. Она выглядит намного моложе своего возраста — с белыми, как снег, волосами и голубыми глазами.
«Мне нужна свобода»
Предыстория ее творческой жизни, как говорит сама художница, банальна. Ее с детства привлекали карандаши и краски, но на бумаге не получалось ничего выдающегося. Родители отправили в художественную школу, но дополнительную нагрузку девочка восприняла в штыки, часто прогуливая «художку». О прогулах стало известно после родительского собрания. После серьезного разговора с матерью Людмила изменила взгляд на дополнительное образование и «с головой» окунулась в изучение живописи. В школе на нее повесили обязанность художника школьной редколлегии. Там она рисовала стенгазеты, плакаты и оформляла стены к Новому году.
— Сидеть и нудно рисовать я не могу. Для вдохновения мне надо находиться в постоянном полете и поиске вдохновения. Мне нужна свобода, только тогда я чувствую, что живопись — моя стихия. Если меня принуждать, то я «задыхаюсь», — говорит Людмила.
Художественную школу она все равно закончила со средними баллами. Но с годами выяснилось, что она — единственная из всей группы все-таки стала художницей.
«Картины продавали под чужим именем»
Свою первую работу она выбрала по-простому принципу – буду делать только то, что умею. Рисовать. За небольшую зарплату Людмила устроилась художником в КГОК. Ее рабочим местом на ближайшие годы стали Рудоуправление и Западный карьер. Она расписывала по чужим эскизам стены, реставрировала дорожные знаки и стенды с надписями вроде «Граница для погрузки».
— Как же я это ненавидела! До сих пор помню, как стою в карьере, дует ледяной ветер, и я пытаюсь околевшими руками раскрасить старый проржавевший дорожный знак, — морщась и одновременно улыбаясь говорит Людмила.
Через два года она бросила эту работу и ушла работать к частнику. Там ей пришлось рисовать пейзажи, которые распродавались под чужим именем. Вместе с ней работали женщины, которых продуманный художник научил делать картины-аппликации из бересты.
— Это было 10 лет назад. Тогда же и произошло мое первое знакомство с берестой. Я очень хотела с ней работать, но работодатель сказал, чтобы занималась тем, что умею — рисовала на холсте красками. Поэтому я просто смотрела, любовалась и вздыхала на расстоянии, — вспоминает Людмила.
Но береста тянула ее к себе, как магнит. Она начала ездить на заготовку материала в лес, училась правильно снимать его с березы.
Потом Людмила по семейным обстоятельствам ушла с работы и несколько лет просидела дома, выполняя редкие заказы для друзей и их знакомых. На нее напала хандра, желание творить куда-то пропало.
Портреты дочери и сына на бересте |
«Директор московского музея предложил открыть выставку»
Судьба предоставила шанс в мае этого года, когда Людмила в интернете познакомилась с мужчиной. Он жил в Москве и работал сценаристом. Между ними завязалась переписка. В он-лайн беседах она рассказывала ему о себе, своей неудавшейся творческой карьере. А он объяснил, что они — богемные люди — не такие, как все, и свои кризисы переживают намного тяжелее остальных.
— С другом по переписке мы встретились вживую только через несколько месяцев, когда я приехала по работе в Москву и попала к нему на юбилей. До этого он в шутку попросил подарить ему золотистый «Бентли». Вот тут-то береста и дождалась своего часа, — вспоминает Людмила.
Она распечатала из интернета фотографию машины, разрезала ее на отдельные детали — вплоть до колес, зеркал и дверных ручек, которые затем обвела на бересте. На деревянную основу для фона приклеила кусок бересты. Получилась потрясающая аппликация, в которую она добавила пейзаж — горы, деревья, небо.
— Бересту можно часами, в прямом смысле этого слова, листать, слой за слоем, выбирая нужный цвет. Иногда сразу через десять тонов «прыгаешь»… Тут ее даже красить не пришлось, внешняя сторона была белой, а внутренняя поверхность имела множество оттенков — от бурого до золотистого. Чем дерево старше, тем более насыщенные оттенки, — рассказывает женщина.
Сценарист, по ее словам, обрадовался подарку словно ребенок – даже не хотел верить, что это ее первое творение из бересты. Среди гостей на юбилее оказалось много творческих людей, которые тоже оценили картину. Особенно заинтересовало творчество Людмилы директоров музея и галереи, которые сразу предложили ей провести через два с половиной месяца две выставки. Сначала в музее индустриальной культуры в московском парке «Кузьминки», потом в доме культуры «Рублево».
— Мне это польстило, и я согласилась, хотя ни одной готовой работы у меня не было. Думала, что буду и дальше аппликации делать, но потом меня осенило, что их может сделать каждый, а я не хочу быть как все. В итоге нашла в интернете технологию создания картин на бересте, которые надо рисовать темперной краской, — рассказывает Людмила.
Подготовка одной только бересты для выставки заняла почти месяц. С бесплатным помещением для мастерской помогла знакомая. Творческая жизнь потихоньку закипела. Начинающая художница поставила себе план – написать за оставшиеся полтора месяца 20 картин.
— Каждая береза – особенная. Поэтому сюжет зависел от рисунка самой бересты. Она сама диктовала историю – на ней могли быть наросты, либо черные неровности разной длины. То я видела какие-то арки, то дельфинов. А однажды мне приснилась идея с автопортретом, к которой я приступила на следующий день, — говорит Людмила.
«Список из 100 желаний»
Ее выставка в «Кузьминках» открылась в срок, в середине ноября. Картины произвели фурор среди посетителей, которые благодарили ее за талант и оставляли в книге отзывов добрые отклики. 20 декабря вернисаж состоялся в московском д\к «Рублево». А в конце февраля картины переедут в старинный город Ярославской области — Мышкин.
— Недавно я открыла свой старый ежедневник, и у меня мороз по спине пробежал. Когда-то давно на одном из тренингов меня попросили составить список из ста желаний. Первым и вторым пунктами шли: «Хочу свою художественную мастерскую» и «Хочу свою персональную выставку в Москве». Я поверила в силу мысли. Очень счастлива, что нашла то, о чем мечтала. Сейчас понимаю, что я только разбегаюсь. Я уже даже составила новый список желаний, — говорит Людмила.
Надежда Лесникова
Какими талантами обладаете вы и ваши близкие?
И не подумал бы. Молодец.