Школы и детские сады Качканара заставят зарабатывать на своё содержание
У некоторых городских учреждений — от школ и детских садов до УГХ (управление городского хозяйства) — меняется схема финансирования. Им предлагают самостоятельно зарабатывать деньги на свое содержание, внедряя в работу дополнительные платные услуги. Вскоре чиновники-коммунальщики начнут за деньги разрабатывать проекты на заказ, а педагоги станут проводить мастер-классы по боди-арту, учить детей и взрослых пользоваться компьютером и снимать на видеокамеру
Финансовая реформа во всех городах страны, в том числе и Качканаре, началась с федерального закона, который президент подписал еще полтора года назад. Ожидалось, что изменения начнутся с первого января этого года, но для некоторых маленьких городов был введен полугодовой тайм-аут. В частности, в Качканаре перекраивать финансовую политику детсадов и школ будут с 1 июля.
Человеку, далёкому от бухгалтерии, юриспруденции и экономики, поначалу сложно вникнуть в процесс: какие-то казенные, бюджетные, муниципальные учреждения, каждое из которых чем-то отличается друг от друга.
Раньше, объясняет начальник правового отдела мэрии Ольга Вепрева, существовало всего два вида муниципальных учреждений — бюджетное и автономное. К бюджетным относились все школы, детские сады, прочие административные ведомства, к автономным — только Дворец спорта и Дворец культуры. Первые полностью финансировались из городского бюджета, вторые — получали небольшую субсидию, а недостающие деньги зарабатывали самостоятельно. Теперь будет три вида учреждений: бюджетные, автономные и казенные, причем у бюджетных кардинально меняется принцип финансирования.
Казенные: за пазухой у бюджета
Казенные учреждения станут работать по старому принципу. Каждый год им нужно будет составлять смету расходов и доходов, защищать ее перед депутатами, получать деньги по отдельным статьям расходов (отдельно — на зарплату, отдельно — на коммуналку), а затем отчитываться о том, как истратили бюджетные деньги.
Жить за пазухой у бюджета останутся почти все детские сады, городской архив, административно-исполнительный центр (ведомство было создано в 2011 году, там работают все юристы, бухгалтера и секретари мэрии, Управления образованием и КДМКС).
Бюджетные: разрешены платные услуги
Бюджетные организации будут получать финансирование в виде субсидий. Каждому ведомству ежегодно будут давать некую сумму, например, 100 рублей. Право решать — на что конкретно потратить субсидию — даётся руководителю учреждения. Директор сможет самостоятельно определять пропорции расходов. Захочет, 5 рублей потратит на коммуналку, 10 — на зарплату, а остальное пустит на развитие. Захочет, большую часть средств израсходует на покупки техники.
— Руководитель, получая свои 100 рублей, может где-то сэкономить, и сэкономленные деньги вложить в модернизацию. Раньше это было затруднительно. Следовало пройти много процедур и доказать, что эти деньги — действительно экономия, и что их необходимо отдать именно на развитие. А здесь тебе дали 100 рублей, ты сэкономил и, никого не спрашивая, тратишь деньги на что-то другое, — объясняет юрист.
Бюджетникам дается условная свобода действий, теперь они могут официально зарабатывать деньги, внедряя в работу дополнительные платные услуги.
— Например, учредитель говорит руководителю спортивной школы: у меня хватает денег только на то, чтобы вы обучили футболу 100 ребят, а на содержание имущества мы дадим вам не 100% денег, а 90%. Все остальное вы должны заработать сами. Если вы готовы, то можете обучить 300 ребят, но работа с 200 из них будут считаться «приносящей доход деятельностью» — заключайте договора с родителями, нанимайте тренера. По идее, арифметика реформы проста, — говорит начальник правового отдела администрации.
Зарабатывать деньги официально разрешат трём детским садам — «Улыбке», «Дружбе» и «Росинке», всем спортивным и обычным школам, «художке», «музыкалке», УГХ (управление городского хозяйства), ГИМЦРО (городской информационно-методический центр работников образования), а также городскому центру досуга.
Этим учреждениям в любом случае придется придумывать какие-нибудь платные услуги — иначе в конце года они могут оказаться в долговой яме. Уже известны пропорции бюджетного субсидирования. Область предлагала дать им 90% от требуемой суммы на оплату электроэнергии (10% они должны заработать сами) и 50% на оплату тепла (50% — должны заработать). В Качканаре к учреждениям-первопроходцам отнеслись более лояльно и выделили им: 90% — на электроэнергию, 90% — на тепло. Скорее всего, в последующие годы дотации на содержание будут постепенно снижаться, и бюджетникам придется активнее зарабатывать себе на хлеб.
По сути из директоров бюджетных ведомств хотят вырастить деловых людей с предпринимательской жилкой. Им даже разрешат брать кредиты в банках и покупать новое оборудование. Например, решили организовать кружок по йоге, взяли ссуду, купили коврики и оплатили работу тренера. Но здесь обязательно нужно просчитывать риски — где брать деньги на погашение долга, окупится ли новая услуга и так далее.
Еще одно важное отличие: за все оплошности казенного учреждения (не хватило денег, потекла крыша) будет отвечать муниципалитет, за все проблемы бюджетного учреждения — руководитель ведомства.
Автономные: заработок — смысл существования
Принцип автономных учреждений прост — сколько заработал, столько и потратил. Большую часть денег им приходится зарабатывать с помощью платных услуг. Планируется, что в городе будут только две автономки — Дворец культуры и ФОК (физкультурно-оздоровительный комплекс, на базе которого работают Дворец спорта и стадион «Горняк»). Изначально к их числу хотели причислить и художественную школу, но, как пояснили в администрации, «художка» пока не готова к кардинальной перемене.
— Мы бы хотели сделать автономными еще несколько учреждений, но не можем из-за закона. Например, архитектурно-градостроительное бюро, которое занимается межеванием земельных участков, оформлением кадастровых паспортов. Если бы они поменяли статус, то им стало бы намного проще работать, — говорит начальник правового отдела мэрии. — Еще можно было бы перевести в этот разряд информационный центр, который выпускает муниципальную газету. Тогда он был бы более мобильным.
— — — мнения — — —
Ольга Фомина, Дворец спорта:
— ФОК является автономным учреждением с 2009 года. Принцип «автономки» в том, чтобы люди не сидели и не довольствовались скудным бюджетным финансированием, а зарабатывали себе на развитие. Мы самостоятельно ищем клиента, удерживаем его сервисом и качеством. Сегодня бюджет города выделяет нам на существование всего 35% от необходимой суммы, а 65% мы зарабатываем.
С помощью этих денег мы можем ремонтировать здания, отправлять тренеров на повышение квалификации, покупать современные тренажеры, спортинвентарь, оборудование для хорошего сервиса (скамейки, фены и т.д.).
Бояться платных услуг не нужно. У людей, которые ими пользуются, меняется даже мировоззрение. Например, родитель никогда не проконтролирует бесплатный кружок или тренировку. А если он заплатит за занятие, то обязательно проверит — как ребенок занимается, кто его учит, чему учит; надеется увидеть конечный результат.
Если бы Дворец спорта остался бюджетным учреждением, то вряд ли люди остались здесь работать. Их было бы трудно растолкать. В прошлом году нам передали бюджетный ФКиС, на тот момент его работники получали зарплату в 4 тысячи рублей. Они приходили на работу просто так, чтобы только отсидеть. Сейчас я своим сотрудникам открыто показываю — сколько денег приходит благодаря их работе. И они уже знают, что если в конце года получат премию, пусть хотя бы в 500 рублей, то это результат их работы.
Алёна Лобанова, Дом детского творчества:
— У нас уже есть несколько платных услуг. Например, студия раннего развития. За 540 рублей ежемесячно дети посещают четыре вида занятий — изо-творчество, основы хореографии, пение, сенсорное развитие. Услуга пользуется большим спросом у населения, заполнены все 10 групп, оттока почти нет. Есть даже большой резервный список тех детей, которые хотели бы посещать студию. Но мы, к сожалению, не можем принять большую численность ребят из-за СанПиНов.
За деньги мы также организуем досуговые мероприятия — День именинника, выпускные вечера, новогодние праздники. В будущем мы планируем расширить спектр платных услуг. Будем открывать дополнительную группу по изо, техническому творчеству. Возможно, введем курсы для взрослых и детей по обучению компьютерной грамотности. Скорее всего, к платным услугам добавится видеостудия.
Платные услуги позволят привлечь больше средств для реализации нашей основной деятельности. Сегодня бюджет финансирует только коммунальные услуги и зарплату, на всё остальное приходится зарабатывать самим.
Владислав Никифоров, УГХ:
— В будущем Управление городского хозяйства сможет оказывать консалтинговые услуги, бухгалтерское и юридическое сопровождение, проектирование. Учитывая опыт работы сотрудников УГХ, думаю, эта услуга будет пользоваться популярностью.
С помощью этого мы сможем облегчить жизнь бюджету, уменьшив проблемы с содержанием нашего ведомства.
Алевтина Перевощикова, д/с «Росинка»:
— Наш детский сад стал одним из трёх, отнесенных к бюджетным учреждениям. Сейчас проекты по внедрению дополнительных платных услуг находятся в стадии разработки. Что именно мы будем внедрять в работу, пока не скажу, это секрет.
Но уже сейчас на базе нашего детсада работает логопункт, логопед со специальный образованием занимается корректировкой речи у ребят. Стоимость его посещения — небольшая. В прошлом году родители платили 90 рублей за месяц, в этом году — 120 рублей.
Конечно, хотелось остаться в казённом учреждении, а не в бюджетном. Кому не хочется меньше думать? Сейчас трудно сказать: сможем ли мы потянуть это ношу. Будем экспериментировать, стараться поднимать детский сад на новый уровень, развивать сферу дополнительных услуг.
Елена Ходырева
Готовы ли вы к платным услугам? Хотите ли, чтобы сфера дополнительных услуг развивалась?
Директор сможет самостоятельно определять пропорции расходов. Захочет, 5 рублей потратит на коммуналку, 10 — на зарплату, а остальное пустит на развитие. Захочет, большую часть средств израсходует на покупки техники.-А захочет себе в карман положит. Всё только хуже и хуже.
Сейчас в д.с. мы покупаем; моющии, чистещее, т. бумагу, карандаши, альбомы и т.д. Сдаём деньги на игрушки, на ремонты. Сейчас дошло уже что сдаем анализы платные, которые потом выесняется не кому не нужны — это «иницеатива родителей», но при этом нас застовляли их сдавать !!!!!
У меня слов нету, а сейчас нас, скорее всего, будут застовлять ходить на платные занятия. Если у меня есть деньги то у меня ребенок будет посешать эти занятия, а нету будет сидеть один в группе!!!!
Скоро дело дойдет до того что будем на питание отдельно сдавать, или в баночках приносить.
Наши чиновники уже отводили своих дитей в садики и в школы, зачем сейчас думать о чужих детях простых работяг, которые ходят на работу за копейки, и не знают как свести конци с концами!!!!!!!!!
НЕНАВИЖУ!!!!!!!!!!
больше ненависти
получала бы образование , хорошую работу
смирись вобщем , дальше будет хуже
……………
Ну да. Раньше инструктора в клубах получали десятку, а сейчас 8 тыщщ *CRAZY* А вообще то пипец что творится %)
лучше прими моё предложение 😛
Государство избавляется от социалки, как и предприятия, не прибыльное дело, мол сами разбирайтесь.
кто будет зарабатывать в школе? учителя? у них нагрузка по так называемым госстандартам такая, что им физически уже не до зарабатывания. А если и есть силы, то репетиторством больше заработаешь-и налогов никаких не платят с этого.
Привлекать сторонних «специалистов»? может быть…вот только как правило дети, кому что-то интересно, уже ходят в доп. студии, кто танцует, кто рисует, кто в спорт.секцию…чем таким может школа заинтересовать, чтобы родители и дети захотели ходить именно в школу заниматься дополнительно? Это надо ещё подумать…А подумать администрации не хочется..зачем?, если можно как всегда-добровольно-принудительно-вымогательно…
мммм в школе можно допом преподавать иностранные языки, компьютерные навыки, секции по командным играм, какой-нибудь школьный театр. Но это не окупить всего, значит будут платные уроки, сдача школ на корпоративные праздники и прочая лабуда. В конце концов школа должна думать об учебном процессе детей, а не о том, как же денег на них заработать, а условия создаются такие, что школам придется думать, как выживать.
Полгода отсрочки — это чтобы выборы прошли, а потом плюхайтесь.
— В будущем Управление городского хозяйства сможет оказывать консалтинговые услуги, бухгалтерское и юридическое сопровождение, проектирование. Учитывая опыт работы сотрудников УГХ, думаю, эта услуга будет пользоваться популярностью.
Вот и слинял за популярностью в другие перспективные места! *DRINK*
совершенно с вами согласна .школа должна учить а детский сад за детьми смотреть-а то дети у них с прогулки гулять по городу уходят