Куда уходят деньги с мобильников?
Как владельцев сотовых телефонов разводят на деньги: «бесплатные подписки», активация компьютерной программы или сайта через смс-сообщение
За полгода «ушло» 5.000 рублей
Дочь Надежды Захватошиной, жительницы Качканара, наткнулась в интернете на портал «Первого альтернативного контент-провайдера». Для доступа к сайту ей предложили написать номер сотового, на который пришло смс с кодом. Этот код нужно было вставить в специальную строку на сайте.
— Это делается для того, чтобы доказать, что ты не бот (компьютерная программа). Но параллельно ты даешь свое согласие на подписку. Получаешь нужную тебе услугу, но не знаешь, что теперь с твоего счета будут ежемесячно списывать деньги, — объясняет женщина.
В такой ситуации оказалась и ее дочь. Когда стало понятно, что с телефона постоянно пропадают деньги, Надежда Захватошина запросила у сотового оператора детализацию счета. В итоге выяснилось, что за мобильную подписку периодически снималось по 110 рублей. Таким образом за полгода со счета девушки пропали порядка пяти тысяч рублей.
— Выход здесь один — не нужно «вестись» на подобные предложения. В интернете сейчас зарабатывают разными способами. Например, могут поставить красивую картинку и написать, что она бесплатная, но деньги за нее потом все равно спишут. Причем в компании скажут, что процедура согласия выполнена, с правилами, которые обычно пишут мелким шрифтом на нескольких страницах, вы также согласились, поэтому телефонный оператор деньги не вернет, — говорит женщина. — На это, в основном, попадаются подростки или те, кто только недавно начал пользоваться интернетом.
Чтобы не быть обманутым, уверена Надежда Захватошина, людям необходимо регулярно заказывать распечатки вызовов.
В суд из-за принципа
В прошлом году Сергей Васильев заметил, что с его мобильного начали пропадать деньги.
— У меня несколько сим-карт. Этот номер я использую только для общения с родственниками, которым звоню очень редко, — рассказывает мужчина.
В конце лета ему начали приходить сообщения от мобильного оператора с просьбой пополнить свой счет. Сергей Михайлович, не подозревая подвоха, исправно клал по 100 рублей, но на следующей неделе приходили новые сообщения — деньги исчезали, хотя номером он не использовался. Так продолжалось в течение месяца.
Затем мужчина поехал разбираться в местный офис сотового оператора. Там ему сообщили, что он подключен к рекламной услуге, за которую каждый день списывают 15 рублей. Распечатка звонков подтвердила это.
— Таким образом у меня украли 605 рублей. Украли, потому что я не обращался ни за какими услугами, — возмущается мужчина.
После этого он обратился в головной офис сотового оператора, где ему посоветовали написать претензию и подробно изложить причину обращения. Качканарец написал претензию, но ответа так и не дождался.
Спустя два месяца он позвонил в компанию и повторно потребовал вернуть незаконно списанные средства, но получил отказ без каких-либо объяснений. Сергей Васильев из-за принципа обратился в суд.
— Судебные трения шли на протяжении двух месяцев. За это время я стал специалистом в подобном виде мошенничеств, разобрался во всей специфике такого воровства. Оказалось, что они «разводят» всю страну не только через сайты, куда пользователь заходит за какой-либо информацией, но и незаконно подключая различные услуги, — говорит мужчина.
Например, объясняет он, заходит человек на сайт компании. Там ему предлагают отправить со своего номера смс-ку на короткий номер, чтобы подключить какую-либо бесплатную услугу. При этом оговаривается, что деньги возьмут только за ее подключение — от 15 рублей и выше, но в процессе становится понятно, что оплату за «бесплатную» услугу снимают периодически.
— Оператор мне еще парировал: если я специально ничего не заказывал, значит, нечаянно нажал на какой-либо раздел сайта и отправил смс-ку на короткий номер, подтвердив тем самым свое согласие, — рассказывает Сергей Михайлович.
Иногда, по его словам, компания без спроса подключает номер к какой-нибудь рекламе или музыкальному проигрывателю — те самые мелодии, которые играют вместо гудков. Первое время такая услуга бесплатная, затем за нее начинают списывать деньги. Естественно, не предупреждая абонента.
На суде с качканарцем ни один из представителей компании так и не появился. К каждому заседанию, говорит мужчина, приходили лишь «отписки», в которых оператор указывал, что претензий в его адрес не поступало.
— Я ожидал подобной тактики, поэтому заранее сделал копии обращений. В итоге выиграл суд. Судья постановила, что деньги снимались незаконно и поэтому их нужно вернуть, — говорит качканарец.
Сотовую компанию также обязали оплатить расходы на юриста и госпошлину, штраф в пользу государства — 840 рублей и возместить моральный ущерб истцу — 100 рублей.
— Хотел взыскать в счет ущерба три тысячи рублей — самую максимальную цифру, которая положена по закону о правах потребителей, но суд присудил по минимуму, — говорит Сергей Васильев.
Мобильный оператор уже вернул ему деньги. Мужчина уверен, что если бы не начал возмущаться, то компания продолжала бы снимать средства с его счета.
Он соглашается с Надеждой Захватошиной, считая, что единственный способ контролировать баланс — смотреть распечатку звонков.
«Отстоять правду можно самому»
У Екатерины Новиковой возник конфликт с другим оператором. Женщина говорит, что однажды с баланса ее мобильного пропали 900 рублей. Она вовремя заметила пропажу и сумела в телефонном разговоре с представителем компании доказать свою правоту. Похищенные средства сразу перечислили обратно.
— Думаю, они начали воровать, потому что я регулярно пополняла свой счет большими суммами — от тысячи рублей. В компании, возможно, посчитали, что я не замечу, — говорит Екатерина Ивановна.
Женщина предполагает, что с подобным воровством сталкивались многие качканарские абоненты. Однако мало кто разбирается до конца, как Сергей Васильев. Некоторым проще сменить сим-карту, чем тратить время на судебные разбирательства. Многие просто не замечают, что с них ежедневно списывают по 5-15 рублей.
«Никто не работает бесплатно»
Специалист Роспотребнадзора Наталья Вершинина говорит, что с начала года в их ведомство поступило пять устных жалоб подобного характера. Но всем пострадавшим качканарцам была дана рекомендация — звонить на бесплатный информационный номер, который есть у каждого оператора, и выяснять, какими услугами он пользуется. Отказаться от предоставления такой информации оператор не имеет права.
— Честно говоря, я тоже попадала в такую ситуацию. У меня было подключено три услуги. Это действительно было очень трудно заметить, потому что деньги снимались в разное время. Следует всегда помнить, что сегодня никто не работает бесплатно. Многие попадают в такие ситуации из-за рассеянности или лени, потому что не читают правила предоставления услуг и автоматически соглашаются на них. Надо быть очень внимательным и чаще запрашивать свой баланс, — советует Наталья Анатольевна.
В Роспотребнадзор, по ее словам, следует обращаться, когда не удается договориться с оператором. Тогда специалисты проведут свое расследование.
Надежда Лесникова
Вы оказывались в подобной ситуации? Как решили проблему?
Была такая ситуация: в свежекупленный для ребенка дешевенький телефон была поставлена такая же свежекупленная симка. Сразу после включения пришло смс с благодарностью за подключенную платную услугу и с счета списалось 60 рублей! В техподдержке сначала, разумеется, пытались убедить, что сам виноват, но после фразы «я 23 года работаю с компьютерной техникой и уж точно отдаю себе отчет, что делаю» посоветовали написать письменную претензию. Написал. Через пару дней позвонил инженер компании и уточнил модель телефона. Из разговора выяснилось, что на симках эту платную услугу по умолчанию включили, но телефон должен был при первом включении запросить подтверждение. Однако несколько моделей дешевых телефонов подтверждение не запрашивали а сразу пускали услугу в работу. Жалоба была не первая, инженер подбивал статистику по аппаратам и деньги вернули еще через пару дней на счет.