Качканар на пороге мусорного коллапса
Последние двадцать лет эта дорога была единственной, ведущей на полигон «Поток». 5 июня мусоровозы, под завязку груженые отходами, наткнулись на такое препятствие |
Два бизнесмена, владеющие городскими свалками, борются за проезжую часть. Как от этого могут пострадать жители города, и с чьего попустительства в Качканаре возник серьезный коммунальный конфликт — в материале КЧ
Эпицентром скандала стал участок дороги протяженностью 800 метров, расположенный в промышленной зоне. Около двадцати лет назад эту проезжую часть отсыпал предприниматель Александр Зудов — дорога вела на его мусорный полигон «Поток». Долгое время он был монополистом в этой сфере услуг, до тех пор, пока в начале двухтысячных местная власть не решила построить собственную свалку — в шаговой доступности от «Потока». О конфликте интересов КЧ рассказывал в 2009 году.
На муниципальную помойку потратили несколько миллионов бюджетных рублей, потом какое-то время она не работала, а пару лет назад ее отдали в аренду частной фирме «Энергия» (зарегистрирована на жителя города Лесной Сергея Зворыгина, непосредственно свалкой управляет его брат Александр).
Кстати, Сергей Зворыгин в 2009 году финансировал избирательную компанию действующего мэра Сергея Набоких. Вскоре бизнесмен получил в аренду неработающий муниципальный полигон. Официально торги прошли по закону, правда, другую фирму («Поток»), уже занимавшуюся сбором и утилизацией мусора, не допустили к участию в конкурсе из-за примитивной причины — документы, предоставленные в конкурсную комиссию, не были сшиты между собой.
В итоге получилось, что по одной и той же дороге стали передвигаться мусоровозы двух конкурирующих между собой организаций — «Потока» и «Энергии».
Строил — один, отдали — другому
Вскоре неожиданно для всех выяснилось: дорога, которую Зудов в начале девяностых годов построил самостоятельно под собственные нужды, ныне находится в аренде у Зворыгина.
Еще в 2005 году местная власть под руководством экс-мэра Анатолия Калугина внесла проезжую часть в состав земельного участка, который занимал муниципальный полигон. Зудов предполагает, что чиновники могли пойти на подобный шаг из принципа:
— Еще в 2003 году мы написали письмо Анатолию Калугину с просьбой зарегистрировать дорогу за ООО «Поток». Просьба была логичной — наша организация на протяжении последнего десятилетия обслуживала дорогу и тратила личные деньги на ее содержание. Мы хотели, чтобы проезжая часть числилась либо за нами, либо за муниципалитетом — в последнем случае деньги на ее содержание выделялись бы из городского бюджета. Калугин тогда встал в позу, заявив, что это дорога общего пользования. Вообще, в то время наши отношения с местной властью были напряженными. По законам тех лет деньги за мусор населения платила администрация (сейчас собственники самостоятельно оплачивают вывоз и утилизацию своих отходов). Однако мэрия несколько лет не вносила платежи. Мы подали в суд и отыграли у муниципалитета 5 миллионов 400 тысяч рублей. Тогда администрация города из-за принципа создала альтернативный муниципальный полигон, и, вероятно, намеренно внесла дорогу в его состав, — рассказывает свое видение событий директор «Потока» Александр Зудов.
Пока полигон был муниципальным и не функционировал, дорога никому не мешала. Ситуация изменилась, когда свалку отдали в частные руки. Коммерсант, естественно, не стал мириться с тем, что мусоровозы главного конкурента передвигаются по его территории.
5 июня. Перекрытие дороги
Начиная с апреля этого года директору «Потока» Александру Зудову и его клиентам, которые отказывались работать с другим полигоном из-за высоких тарифов на сбор мусора, стали приходить письма от директора «Энергии». Зворыгин оповестил их, что с первого июня собирается закрыть для свободного проезда ту самую дорогу — единственный путь к полигону «Поток».
Свое обещание он сдержал. Перед своротком на дорогу появилось сразу несколько знаков: движение запрещено с припиской «кроме организаций, имеющих договор с «Энергией», табличка «Территория полигона «Энергия». Объект находится под видеонаблюдением и охраняется охранным предприятием «Рыцарь», схема объезда с пояснением «Сквозной проезд по территории полигона «Энергия» закрыт и в дальнейшем невозможен».
Последующие от этих знаков 200 метров дороги были нормальными. Зато в месте, где развилка уходила в сторону полигона фирмы «Поток», 5 июня появился ров, длинный бетонный блок и устрашающий экскаватор, преграждающий путь. Мусоровозы «Потока» тут же встали, несмотря на то, что машинам необходим был ежедневный доступ к полигону — они освобождают от отходов все городские мусорные контейнеры и мусоросборники в жилых домах.
Далее свидетельства участников скандала — на тему, как развивались события этого дня дальше — разнятся. Директор «Энергии» Александр Зворыгин утверждает, что ему позвонила заместитель прокурора города Тамара Бакурова и сказала срочно уезжать с полигона — якобы туда едет с ружьем владелец «Потока» Александр Зудов. Тамара Николаевна сейчас отрицает то, что говорила такие слова. Сам Зудов подтверждает, что в беседе с ней упоминал про ружье, но немного в другом контексте.
Зворыгин: «Угрожали убийством»
Директор «Энергии» Александр Зворыгин пригнал экскаватор на дорогу утром 5 июня. Уже около полудня, утверждает бизнесмен, ему на мобильный позвонила заместитель прокурора Тамара Бакурова:
— Она сказала мне: «Тикай с полигона, убирай экскаватор, потому что Зудов едет с ружьем, чтобы убить тебя и твоего экскаваторщика. Я спросил у нее, сообщила ли она о готовящемся преступлении в дежурную часть? Она ответила: «Нет, приезжай ко мне, поговорим, все решим», — вспоминает бизнесмен.
Относительно этого разговора Зворыгин уже написал три заявления — в полицию, прокуратуру города и областному прокурору. Он требует завести уголовное дело как на своего конкурента — Александра Зудова, так и на зампрокурора Тамару Бакурову.
Сразу же после телефонного разговора, по словам Зворыгина, он направил экскаваторщика работать в безопасное место, вызвал на полигон сотрудников охранного предприятия и поехал к Бакуровой. Очный разговор с ней он записывал на диктофон, полагая что аудиозапись станет главным доказательством того, что зампрокурора знала о готовящемся на него покушении, но не сообщила об этом в органы.
— На диктофон она эти слова — про угрозу убийством — не повторила. Увиливала. Зато я несколько раз задал ей вопрос: вы предупредили меня о намеренном преступлении, а в дежурную часть перед эти позвонили? Она: «Нет, зачем?». Я: «Это угроза жизни, вы сказали, что человек едет с ружьем». Она: «Ну, он хотел им помахать перед тобой».
Сейчас Тамара Бакурова категорически отрицает существование подобного разговора. В комментарии КЧ она подчеркнула, что Александр Зворыгин может понести ответственность за ложный донос.
Такие знаки и информационные стенды установлены в начале спорной дороги |
Зудов: «Это рейдерский захват»
По этому прецеденту директора «Потока» уже опросили полицейские. Александр Зудов говорит, что информация про ружьё была сказана в контексте его мнения по бездействию местной власти:
— Представляете, дорогу перекрывают. Мэр решить этот вопрос не может. Прокуратура тоже ничего не предпринимает. Получается, меня загнали в угол. Вот я и сказал им, что только сейчас понял, для чего частники берут ружья. Для охраны своей собственности. Я строил эту дорогу, это моя собственность. Тут происходит рейдерский захват, ее нахрапом забирают, правоохранители тем временем бездействуют. К кому мне обращаться за помощью, если даже власть никаких мер не предпринимает? Зачем нужно было ждать до последнего? — рассуждает владелец полигона.
При этом Александр Зудов уверяет, что в его словах не было никакой угрозы: «Я адекватный человек, просто задал конкретный вопрос — кто будет защищать мои права».
«Приняли заведомо невыполнимое решение»
В 21.00 этого же дня состоялось экстренное заседание городской комиссии по ГО и ЧС (государственной обороне и чрезвычайным ситуациям). До одиннадцати вечера чиновники вместе с Зудовым и Зворыгиным решали, что делать дальше.
В итоге появился документ, подписанный мэром Сергеем Набоких. Проезд по дороге, решил глава, нужно восстановить. Причем, Александр Зудов должен за собственный счет закопать ров, вырытый его конкурентом. При этом саму дорогу открывают не навсегда, а только на месяц. За это время Зудов должен построить альтернативную проезжую часть.
Свое решение глава города подытожил рекомендацией: в течение месяца все клиенты Зудова (КГОК, управляющая компания «Наш дом», ЖКХ и другие) должны «проработать вопрос заключения договоров на утилизацию отходов с другими полигонами». Размытая формулировка «с другими полигонами», по всей видимости, подразумевает под собой вполне конкретную компанию — «Энергию» под руководством Зворыгина. Не повезут же качканарские организации и предприятия свои отходы в соседнюю Нижнюю Туру или Лесной.
Директор «Потока» Александр Зудов уверен, что принятое решение — за месяц сделать альтернативную дорогу — заведомо невыполнимое:
— Согласно бюджетному кодексу, участок должны выставить на аукцион. Он там должен простоять ровно месяц. Затем 90 дней делается проект. Еще в течение 90 дней проходит экологическая экспертиза. Только потом начинается строительство… Уйдет год. И при этом нигде не сказано, на какие средства я должен строить эту дорогу. Я уже вложил деньги в одну. Зачем мне еще одну строить? Где гарантия, что через несколько лет и ее не заберут?
Проезд на свалку Зудова был восстановлен к середине дня 6 июня. Утром место происшествия посетили почти все участники разборок — представитель прокуратуры, заместитель мэра по коммуналке, начальник отдела ГО и ЧС, сам Александр Зворыгин. В итоге, вывоз отходов с городских мусорок задержался на пол-дня. Если бы прошло еще 12 часов, то в городе произошел бы мусорный кризис.
Риски для жителей
Есть два варианта развития событий. Первый — Александр Зудов успеет за месяц построить альтернативную дорогу. В этом случае конфликт не будет исчерпан, но, по-крайней мере, для клиентов полигона «Поток», в том числе для населения Качканара, риски будут минимальными.
Второй вариант — Зудов не успеет построить дорогу. Его контрагентам придется заключать договор с другим полигоном — «Энергией» или какой-нибудь иногородней свалкой. В обоих случаях расходы на сбор и утилизацию мусора вырастут. У Александра Зворыгина тарифы для населения в два раза выше, чем у Александра Зудова. Получается, плата вырастет вдвое. Сколько это будет в денежном эквиваленте — легко вычислить.
Плата, как и за прочие жилищные услуги, начисляется по квадратным метрам. Сегодня житель стандартного каменного многоквартирного дома платит с 1 «квадрата» чуть больше трех рублей. Умножьте площадь своей квартиры на эту цифру — получится ваша нынешняя ежемесячная плата за сбор, вывоз и утилизацию мусора (эта сумма включена в графу «ремонт и содержание жилья»). Например, владелец 2-комнатной квартиры площадью 43 «квадрата» платит каждый месяц за эту услугу 129 рублей. Если бы управляющая компания сотрудничала с полигоном «Энергия», то эта сумма составляла бы в два раза больше — 258 рублей.
Строительство дороги — за счет мэрии?
На прошлой неделе «Поток» выставил администрации города условие — если дорогу, которую он построил, отдали в распоряжение конкуренту, то мэрия должна построить альтернативную проезжую часть за свой счет.
Параллельно компания написала письмо в местную думу. Депутаты, в свою очередь, обратились в правительство области и антимонопольный комитет. Они требуют расследования.
Также Александр Зудов добился, чтобы местные чиновники провели проверку границ полигона «Энергия»:
— По нашей информации, Зворыгин захватил часть земельного участка. Он себе сделал больше 11 гектар земли, которые ему отписаны по проекту. Сейчас сотрудники администрации города делают съемку местности.
У Александра Зворыгина свое мнение на счет спорной дороги. Главный аргумент бизнесмена — тот самый проект от 2005 года, подписанный бывшим мэром Анатолием Калугиным. В документе указано, что данная дорога — временная, проложенная для подъезда к контрольной скважине, где берут для анализа пробы грунтовых вод. Тот факт, что эта проезжая часть более десяти лет являлась единственным подъездом к полигону «Поток», местная администрация не учла.
— Я рано или поздно дорогу перекопаю. Мне необходимо сделать по всему периметру моего полигона водоотводную канаву. Не перекопанным осталось только одно место — дорога, — резюмирует Александр Зворыгин, директор «Энергии». — Почему я раньше не перекрывал её? Первое время позволял просто так, безвозмездно, ездить. Потом, через некоторое время, предложил Зудову и всем поставщикам платить за пользование частью моего земельного участка. Первым на это предложение отреагировал Александр Зудов, который побежал сразу в прокуратуру. В итоге состоялось четыре судебных заседания, после которых прокуратура сама отозвала свой иск. Почему? Потому что осознали, что дорога — моя, и я правомочен делать с ней все, что угодно.
Александр Зворыгин уверяет, что поблизости со спорной дорогой есть альтернативная, которую можно восстановить за 1-2 недели:
— Впервые я сообщил Александру Зудову о намерении ограничить проезд по дороге еще осенью прошлого года. Никаких мер по восстановлению другого подъездного пути он не предпринимал. С его стороны было принципиальное бездействие.
«Это возврат в 90-е»
Такого мнения придерживается заместитель мэра по коммуналке Владимир Зюзь. Сейчас он вместе со специалистами лично замеряет границы земельного участка, который отдан в аренду «Энергии».
— Разбираемся. Делаем съемку местности. Смотрим — кто прав, кто виноват, — прокомментировал Владимир Иванович. — По-человечески считаю, что Зворыгину не надо было военные действия открывать.
Замглавы подтверждает, что Александр Зудов в начале девяностых самостоятельно отсыпал спорную дорогу. Почему впоследствии проезжая часть была отнесена к земельному участку конкурирующего полигона — обещали разобраться.
Проблемы бы не было, если бы в свое время муниципалитет взял дорогу на свой баланс. Но сегодня, по информации администрации, ни одна из дорог на территории промзоны (там их несколько десятков) не является муниципальной собственностью.
— Почему? А потому что это большие деньги. Тут целая система. На каждую дорогу мы должны заказать проект, сделать обследование, в течение года искать возможного хозяина. Только после этого мы вправе заказывать оценку, ставить на кадастровый учет — а здесь расходы уже будут исчисляться миллионами, — говорит Владимир Зюзь. — Объясню проще. Допустим, мы нашли коробок спичек. При этом мы не можем сразу забрать его себе. Сначала мы должны дать объявление, написать всем письма с вопросом, не их ли это коробок. Если в течение года его владелец не объявится, мы имеем право забрать его себе. Но сначала мы должны отнести его в юстицию, определить его размеры, стоимость. Только после этого он будет наш. Закон такой.
Окончательную точку в споре, скорее всего, поставит суд, куда придется вызвать всех — и бывшего мэра, при котором дорогу не отдали одному, зато подарили другому, и нынешнего, который до последнего не смог просчитать шаги вперед и, как следствие, конфликт интересов.
Елена Ходырева
Понятна обида одного, за то, что построил, а у него отобрали и отдали другому. Понятно нежелание другого отдавать, то что ему привалило. Но не хватает жесткой руки… возможно мэра города, что-ли, батюшки-царя ? Если бы услуги, оказываемые этими двумя воинствующими предпринимателями, не были столь жизнено-необходимыми городу, да пожалуйста, пусть судятся пересудятся хоть всю жизнь. Но ребяты!, ай-я-яй! Где наш прокурор, где экологические, санитарные и другие службы города, ась ?
я вижу проблему под другим углом. Все дело в птицефабрике. Свалка Энергия находится рядом поэтому ее надо убирать. Куда? Кто просто так отдаст деньги. Сейчас перекроют кислород Зудову и потом отожмут у него участок а эту свалку ликвидируют. Все вопрос решен и город останется со свалкой и птицефабрика начнет работу. Но…. есть одно «НО» товарища Зудова не спросили,а зная его я думаю он так просто не сдастся. Хочется пожелать Александру Григорьевичу терпения и успехов в борьбе с этими упырями.
А существующий тогда кто?
…Слышал, что, в области что-ль, собираются создать спецпрокуратуру для предпринимателей, а то забижают их…
Дорогу отобрать без всяких спичечных коробков , чтобы не было обидно никому! Кстати, там вот новый начальник УГХ появился, и он понимает в дорогах. Содержать на средства, взимаемые с обоих!
отношение к собственности у всех и до сих пор совковое. Другому неоткуда взяться. Сегодня дали, завтра отобрали. Дорогу отсыпал, документы не сделал. Во-первых жадность, во-вторых авось. А вообще повоюют да и договорятся (поделятся). Не переживайте, горожане)
Я что-то не понял. Это что? Глава округа вместо того, чтобы исполнить роль стороннего арбитра, рекомендует ООО Поток добровольно-принудительно пересмотреть договоры на утилизацию мусора. Уж больно явное вмешательство в предпринимательскую деятельность, хоть и носит характер рекомендации.
При этом, как утверждается в статье, Зворыгин финансировал избирательную компанию нынешнего главы. Попахивает элементарной отработкой главой вложенных в него денег.
Прозрели. Все эти свалки-стройки, как нельзя лучше характеризуют деятельность главы, я уже не говорю «деятельность администрации», те просто отбывают срок (кто умудрился остаться, кажется и не рад удаче). Список победителей на освоение бюджетных средств, строительных подрядов, землеотводов достаточно короткий и чередуется в последовательности: Апоян-Зворыгин-Апоян-… Ну, вот вклинился еще Рыбаков, да плюс дружественные новому первому заму коммерсанты из Екб. и все!? Прокурорские страдают подростковыми комплексами и просто не въезжают в происходящее или не было команды сверху. Тогда есть смысл товарищам указать на ряд случившихся коллизий, а не заметят, ну значит выводы о служебном несоответствии или уровне компетенции.
Самый беглый анализ уровня коррупции в муниципалитетах дает право сделать вывод о том, что с приходом к власти в городах и весях политиков, чаще обычного случаются конфузы и финансовые недоразумения. А там, где во главе городской власти хозяйственник или производственник, ситуация иная: и прожектов меньше (нет), и инфраструктура налажена, и инвестиции в территорию растут. Качканар выбрал иной, экспериментальный путь. Сделаю политкорректный экивок в сторону выбора избирателей, но при этом констатирую отсутствие положительной динамики в развитии города и приведу слова некоего Иванова, который примерно так охарактеризовал наш мартовский выбор 2009 года: «Выбирали молодого романтика, а получили лесоруба». Точнее не сказать.
————- прокуратура
Зудова в мэры!!!
«…ему позвонила заместитель прокурора города Тамара Бакурова и сказала…» Зворыгин, в знак благодарности, тут же сдал Бакурову. Как говорится: «Ничего личного, только бизнес». Хорошие друзья-товарищи у Набоких.