Рекорд долголетия. Жительнице Качканара было 116 лет

Секреты долгой жизни от качканарцев, перешагнувших 90-летний рубеж. Труд, отсутствие вредных привычек, замена таблеток лечебными травами, любовь и забота близких — эти и другие «ингредиенты» составляют основу их персонального рецепта долголетия

Не пить, трудиться

На стук в дверь долго никто не открывает, затем слышатся неуверенные шаркающие шаги и осторожный голос: «Кто там?». На пороге — Константин Бучельников, которому в июне исполнится 89 лет. Он выглядит моложе своих лет, только устало опущенные плечи, дрожь в руках и старческие глаза выдают его реальный возраст.

— Проходите в дальнюю комнату. Моя жена Дарья сейчас больна, совсем не встает, поэтому не вышла встречать гостей, — переводя дыхание после каждого слова говорит, Константин Васильевич.

В небольшой светлой комнате на кровати, под грудой одеял, лежит хрупкая 90-летняя Дарья Семеновна. Она одета в теплый пестрый кардиган и шерстяные носки. Волосы аккуратно собраны в пучок. Муж помогает ей сесть и поудобнее устроиться в подушках. Её глаза с небольшой поволокой, обращенные на него, озаряются нежностью. В горе и радости, как поясняет глава семьи, они живут вместе уже 70 лет.

Секрет их долгожительства, говорят, прост — с ранних лет они привыкли трудиться, в процессе нарабатывая крепкую физическую форму и укрепляя здоровье. Не злоупотребляли спиртным, не губили себя сигаретами. Максимум, что позволял себе глава семьи — сто граммов по воскресеньям, чтобы не опьянеть, но быть навеселе.

— Современная молодежь уже не та. Им бы только веселиться и кутить, — вздыхает пенсионер. — Многие не хотят работать, ленятся, на родителей надеются, а мы старой закалки — знали, что за нас никто ничего делать не будет. У меня за всю жизнь не было ни одного прогула на работе.

Сам он с Косьи. Начал работать с 14 лет — добывал платину. Позже служил в кавалерии на Украине. Когда познакомились с будущей супругой война уже закончилась, Дарье шел 21 год.

— Влюбился с первого взгляда, она была просто заглядение, — улыбается Константин Васильевич, указывая на их общую фотографию на стене.

В молодости она трудилась в колхозе. К тому времени, когда в качестве разнорабочей ее завербовала военная часть (там и познакомились), все посадки уже закончились. В 1950 году Константин Бучельников демобилизовался, чтобы не расставаться с любимой, и устроился плотником в поселок Копьяр. Возводил жилье для рабочих космопорта Байконур, построил баню, помогал при строительстве железной дороги.

Через несколько лет они переехали на бывший алмазный прииск в Медведку (Пермский район). Чтобы построить дом, корчевали пеньки, позже обзавелись садом и домашним хозяйством — купили в долг корову. Каждое лето — покос. Воспитали троих детей. Позже Константин Васильевич устроился в школу учителем по труду. Сам смастерил резную мебель — шкаф, комод, табуретки, которой теперь обставлена их квартира.

— Три года назад мне, как участнику войны, дали сертификат на покупку квартиры номиналом 1 миллион 200 тысяч рублей. Почему так долго не давали? А черт его знает! Такое государство. Мы решили купить в Качканаре. Перебрались поближе к детям. Они не бросают, заботятся — это очень важно, — говорит долгожитель.

Теперь у Бучельниковых — четыре внука, три правнука. Дети следят за наличием продуктов в холодильнике, если что-то заканчивается, то докупают.

— Жена готовить уже не может — не хватает сил даже на то, чтобы дойти до кухни. Это все возраст. Она никогда не болела, а сейчас хандроз замучил. Но это не страшно — готовлю сам, — рассказывает мужчина. — Слава богу, что своим трудом заработали хорошую пенсию и в материальном плане совершенно не бедствуем.

Здоровье и оптимизм

Мария Кавук в цветном домашнем халате сидит за кухонным столом. О её ноги, спрятанные в теплые меховые тапочки, трется черно-белый кот Василий. Хозяйка ласково гладит его по спине. В июле этого года Мария Никифоровна будет отмечать свое 93-летие.

— Есть люди намного старше меня. Недавно по телевизору смотрела про 150-летнюю женщину. Скажу честно, я ей не завидую. Прожить столько — тяжелый труд, — смеется бабушка. — Лично я никогда не стремилась жить даже до 90 лет, года сами летели. Просто я — деревенская была. Про таких говорят: кровь с молоком. Редко болела.

Родилась она в небольшой казахской деревне. Несмотря на возраст, хорошо помнит свое детство, некоторые моменты, поясняет, врезались в память особенно глубоко.

— Помню, что там же пошла в первый класс, а учительница больно била меня по голове линейкой. После того, как я рассказала об этом матери, её сняли с должности, но возвращаться в школу я уже не захотела, — рассказывает Мария Никифоровна. — Получается, что я никогда в жизни не училась, до сих пор не умею ни читать, ни писать, но сильно в жизни это не мешало.

92-летняя Мария Кавук находит радость жизни в своей семье и домашнем любимце Василии

Тогда, вспоминает пенсионерка, было легко устроиться на работу — в послевоенное время физический труд ценили превыше всего. После смерти матери она устроилась уборщицей в клуб, потом обзавелась своим хозяйством, ухаживала за телятами. Вышла замуж.

— У меня было шесть дочерей: трое уже умерли, две из них даже не дожили до одного года. Но, оглядываясь назад, считаю, что прожила счастливую жизнь. Стала родоначальницей большой семьи: пять внуков и четыре правнука.

Десять лет назад Мария Никифоровна переехала жить в Качканар к старшей дочери. Женщина говорит, что силы, бурлящие внутри на протяжении всей жизни, теперь начали куда-то пропадать. Поэтому ходить за продуктами теперь обязанность внуков и дочери.

— Какой совет дать тем, кто хочет прожить долгую жизнь? Живут те, кто смог сохранить здоровье. Нужно улыбаться! Не раскисать, не надо горевать по каждому случаю. Жизнь лучше, чем иногда может показаться, — уверяет женщина. — Иногда забываю свою фамилию, но я живу. Это и называется оптимизм.

«Вето» на ссоры

Анна Гусельникова — бойкая 87-летняя пенсионерка в белом головном платке, вязаной зеленой кофте и клетчатом сарафане. По квартире передвигается, опираясь на палку.

— Сама не знаю, как получилось столько прожить. Никогда не зацикливалась на своем возрасте, — радостно рассказывает Анна Ивановна. — Но, если честно, я не знаю сколько мне точно лет. Нет, это не маразм, а интересная история.

Изначально ее семья жила в Орловской области, где они и попали в оккупацию.

— Однажды утром мы просыпаемся и видим, что горят склады. Мой брат кинулся спасать провизию: успел выбросить из огня 28 мешков с сухарями и несколько с горохом, муки нам не досталось. Благодаря этому мы не умерли с голоду. Ели продукты очень экономно, — рассказывает землячка. — Работали на немцев. До сих пор слышу их голоса: «Рус, арбайтен!». Это длилось два года.

Анна Гусельникова до сих пор не знает, сколько ей точно лет. Путаница с годом рождения, возникшая во времена войны, осталась в ее паспорте на всю жизнь

Освободили деревню в 1943 году. Видимо, говорит женщина, тогда и допустили ошибку. Ее дата рождения по документам теперь — 7 ноября 1927 года, в то время как у ее родного брата — 19 января 1928 года.

— Получается, что мы родились от одной матери, но с разницей всего в три месяца, — смеется пенсионерка. — До сих пор не знаю, как так. Возможно, это мне убавили год или ему прибавили. Но я считаю, что я все же на год старше, чем по паспорту.

Особенного секрета долголетия у нее нет. Говорит, что всегда старалась избегать таблеток — все болячки лечила травами. Чабрец, зверобой, бессмертник, росянка, цвет липы и другие. Сама собирать их уже не может, поэтому траву присылают племянницы из Орла. В аптечке только валидол и «Мезим», на всякий случай.

Также Анна Ивановна много работала — в 55 лет ее стаж составлял уже 40 лет. Она всегда избегала спиртного, никогда не курила.

— Считаю, что воспитала хороших детей — ухаживают, есть один внук. Надеюсь увидеть еще и правнуков. Возможно, залог моего долголетия именно в сплоченной семье. Я не помню, чтобы мы когда-нибудь ругались. Сейчас редко встретишь подобное. Люблю каждый день своей жизни и не планирую, сколько лет еще смогу прожить. Пусть хоть до ста!

Надежда Лесникова


Смотрите также:
Женщины – живучей
В мире остался единственный мужчина, родившийся в XIX веке

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Мнение авторов статей может не совпадать с позицией редакции.

Система Orphus Обнаружили орфографическую ошибку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter






Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.