В Качканаре открылись бесплатные курсы компьютерной грамотности для пенсионеров
Компьютерные курсы начались две недели назад. По словам Валентины Мелехиной (крайняя слева), они уже достигли определенных успехов. /фото автора |
В очереди — более ста человек. Пока группу будущих компьютерщиков посещают трое: 73-летняя Валентина Мелехина, 63-летняя Татьяна Хусаинова и 84-летний Сергей Ставров
Компьютерный класс в ОВП (отделение временного проживания) центра «Забота» по Качканарской-9 совсем не похож на обычный кабинет информатики. Стол преподавателя, три рабочих места с компьютером и веб-камерой, два принтера и ксерокс. На стене — яркая надпись «Спицетерапия» с примером творчества жильцов дома престарелых, бумажные лебеди, картины, на полках — цветы из бисера. В углу еще один стол, на котором стоят швейные машинки. Тишину нарушает зычный голос лектора Анны Павловны. Ученики, которые старше своего преподаватели на несколько десятилетий, старательно вглядываются в мониторы.
— Сначала жмем пункт «Меню», потом «Вид». Нашли глазками? Давайте, если нужно, запишем алгоритм в тетради, — говорит учитель.
— Меню? — раздается от компьютера, за которым сидит Валентина Дмитриевна. Она поправляет шарфик, элегантно повязанный на шее, затем — очки в золотистой оправе.
— Да. Щелкаем на него мышью, — продолжает педагог. — Посмотрите, у нас отобразилась новая панель с совершенно другими командами. То, что выделилось белым цветом, сменилось и открылось. Что выделяется желтым цветом — выбрано по умолчанию. А у вас сейчас какой режим? Разметка страниц, молодцы.
Преподаватель, разговаривая, ходит от стола к столу, заглядывает в светящиеся экраны и объясняет, что в таком варианте электронную страницу удобно просматривать целиком. При обычном режиме текст на экране отображается не полностью. Предлагает поэкспериментировать.
Волосы другого ученика — Сергея Андреевича — выбелены сединой. Мужчина несмело водит мышкой по столу, пытается попасть курсором на нужную иконку. Видно, что руки и плечи напряжены.
— Теперь на верху панель изменилась. Видите глазками, да? — продолжает урок Анна Павловна. — Скрылись уже знакомые нам команды, новые разбирать не будем, наша задача — просто посмотреть. Теперь справа вверху ищем крестик, чтобы закрыть. Не пугайтесь, если у вас что-то изменилось. Всегда нужно помнить о голубой волшебной стрелочке слева вверху, помните я вам про нее говорила? Либо снова закрыть. Давайте закроем и посмотрим, что же произойдет с экраном.
— Прямо сюда нажимать? — волнуется Татьяна Федотовна, сидящая у окна.
Следующее задание — вывести на обозрение сразу две страницы. Со вздохами и уточняющими вопросами, на которые педагог неустанно отвечает, перед каждым из учеников вскоре появляется разворот двух страниц. Потом задача — вернуться в исходное положение, отменив режим чтения.
— Теперь поднимаем бегуночком… Нет, Сергей Андреевич, вы не то делаете, это линейка, а не страница. Полоска прокрутки у нас с правой стороны. Или колесиком вращаем. Щелкайте сюда, а то не получится, — тыкает пальцем в монитор учитель и переходит к другому столу. — Татьяна Федотовна, поднимитесь на первую страницу, пожалуйста. Нам надо к самому началу.
— А почему у меня опять не двигается? — слышится голос от двери.
— Так вы уже на верху находитесь, выше уже не куда, это предел.
Преподаватель предлагает набрать с новой строки словосочетание, с которым будут работать в дальнейшем. Оно означает название следующей темы: «Мы пробуем разные размеры шрифта».
— А где писать-то? В тетради? — раздается робкий голос.
— Работайте с клавиатурой.
По классу проносится шушуканье, пенсионеры старательно нажимают одним пальцем на клавиши и повторяют слова по буквам. 84-летний Сергей Андреевич медленно печатает предложение, забывая делать между словами пробелы.
Следующее задание — изменить размер шрифта. Для этого, вкрадчиво объясняет педагог, необходимо сначала выделить фразу. В аудитории стоит тишина, каждый вспоминает, как это сделать. Валентина Дмитриевна украдкой подглядывает в конспекты.
— Теперь какой блок смотрим? Правильно, Татьяна Федотовна, «шрифт». Давайте с 11-ого сделаем стандартный 14-ый. Так, снова выбираем пункт «Меню», «Вид», потом на команду «Масштаб». Щелкайте, щелкайте, — повторяет Анна Павловна. — Теперь смотрите, что будет меняться.
— Стал крупнее! — не скрывает радости Сергей Андреевич.
Дальше, под строгим контролем, пенсионеры пробуют еще несколько команд, выводя текст по ширине страницы. Преподаватель кладет на свой стол пособие «Школа пожилого человека», извиняется и выходит из аудитории. Ученики начинают делиться впечатлениями от курсов.
— Нам очень трудно, мы ведь совсем недавно за компьютер сели. Очень хотим научиться, никогда не пропускаем. Самое главное, что Анна Павловна очень доходчиво все объясняет. Она молодец. На каждом занятии мы рвемся к знаниям и обязательно узнаем что-то новое, — весело рассказывает Валентина Дмитриевна. — Сергей Андреевич у нас тоже умничка. Вот только слышит плохо.
— Как я уже сказала, — вернувшись в кабинет, продолжила преподаватель, — текст будет крупнее не за счет того, что мы увеличиваем размер, а за счет различного отображения страницы. Давайте запишем это, чтобы вы потом самостоятельно, на случай, если меня рядом не окажется, смогли проделать тоже самое. Поставьте в тетрадях сегодняшнее число.
Головы учеников поспешно склоняются над тетрадями, потом замирают в ожидании, пока учитель формулирует заголовок следующей темы. Она предлагает прописать «Масштаб документа» и продолжает диктовать:
— Запишите: чтобы набранный текст было легко и удобно читать, — женщина еще несколько раз диктует строчку специально для Сергея Андреевича.
Далее по тексту — манипуляции, которые предстоит выполнить пенсионерам. В итоге преподаватель просит отложить ручки и приступить к практике, подтверждая итоговое действие нажатием на «ок».
— Зачем вы закрываете окошко? Читайте в тетради, мы только что это записали, Сергей Андреевич.
У двери опять слышится шепот. Валентина Дмитриевна еле слышно размышляет, куда надо нажать, и заглядывает за подсказкой в монитор соседа.
На протяжении оставшегося времени ученики узнают, как можно поменять цвет шрифта, оформить текст в цветную рамку и залить фон.
— Это пригодится для оформления визиток, поздравлений своим родным. Или вообще можете выбрать цитату любимого поэта, а потом вывесить ее красиво оформленной на стене. Давайте выберем цвет, который вам сегодня больше всего по душе. О, у Валентины Дмитриевны цвет королей — синий, Татьяна Федотовна выбрала сиреневый, цвет спокойствия и умиротворения.
Черный цвет Сергея Андреевича, который нажал первое попавшееся, педагог комментировать не стала.
Ошибаясь, пенсионеры приходят к итоговым результатам. У каждого на мониторе — цветные визитки с указанием их имени и фамилии, даты рождения. Готовую работу сохраняют в папке «курсы». Выключают компьютеры и, облегченно вздыхая, что справились, встают из-за своих столов.
— Все нравится, но до меня туго доходит. Голова полностью забита, — устало резюмирует Сергей Андреевич.
Пока преподаватель увлечено консультирует Валентину Дмитриевну, пенсионер рассказывает, что дома у него есть компьютер, на котором он выполняет домашнее задание. Технику приобрел на собственные сбережения. Дети живут в другом городе, внук редко заходит в гости, поэтому с заданиями приходится сражаться в одиночку. До этого посещал компьютерные курсы в техникуме. Заплатил пять тысяч рублей, но половину из того, что говорили лекторы, услышать не смог. Деньги ему не вернули, зато подарили конспекты. Потом, говорит, ему повезло и он попал в группу на базе соццентра. Занятия проходят два раза в неделю — понедельник и среда, абсолютно бесплатно.
— Освоил только интернет и то не полностью. Он для меня стал настоящим другом: там читаю новости, кино смотрю. Осталось научиться общаться по сети с родственниками, но мы это пока не проходили. Ну что, до среды, — попрощался мужчина с присутствующими.
— До среды, — попрощалась Валентина Дмитриевна, пропуская к выходу Татьяну Федотовну. — Когда закончим, все будет получаться, даже не сомневаюсь. Я, например, уже дома успехи делаю.
Надежда Лесникова
И упаси Бог пенсионеров пытаться обучаться этим премудростям в техникуме Попова за 5000р. у господина Праниса.
Чем он тебе не угодил?! Обучался у него многим предметам в течении 6 лет, одни положительные воспоминания. Все доступно и понятно. К каждому ученику свой подход.
вот «своего подхода» то к весьма специфическим слушателям этих курсов у гуру и не наблюдалось (со слов тех же пенсионеров). Доступность изложенного материала рассчитывалась на усредненного потребителя трудоспособного возраста, так или иначе, уже знакомого с «предметом». А бабушки-дедушки?, они же как дети малые…
ПРАНИС рулит