Жизнь дочерних предприятий КГОКа после аутсорсинга
Статус «дочек» сегодня носят 9 подразделений и цехов комбината. От «материнского» предприятия отрезано более тысячи человек. Экс-гоковцы рассказывают, какие перемены принес им аутсорсинг и почему они жаждут вернуться в состав комбината. У одних — жалобы на маленькую зарплату, у других — грядущие сокращения
«Пешки в игре Евраза»
Отсоединение подразделений началось с 2007 года. Тогда евразовские управленцы, вспоминает главный гоковский профсоюзник Анатолий Пьянков, аргументировали свое решение тем, что «в Европе все так работают» и «комбинат должен заниматься только добычей и переработкой руды». Таким образом весь обслуживающий персонал оказался вне структуры головного предприятия.
— Сегодня нам говорят, что на Западе уже все по-другому: есть только контора, а остальные производственные объекты работают отдельно, — рассказывает Анатолий Александрович. — Но для человека, который большую часть жизни отдал комбинату, сама принадлежность к предприятию — серьезный морально-психологический аспект. Но никто не спрашивает, хотят ли они, чтобы их цех вывели в «дочку» или нет.
Сейчас работяги, по его словам, боятся остаться без работы, поэтому соглашаются на те условия, которые им предлагают. Например, не во всех «дочках» хватает денег, чтобы обеспечить своих сотрудников путевками на лечение — подразделения сами должны заработать себе санаторно-курортный отдых и заключить договора, что не всегда получается.
Размер выплат при выходе на пенсию также отличается по сравнению с гоковскими:
— Например, в «Эталоне» нет денег, чтобы они могли платить своим сотрудникам больше — комбинат заключает с ними договор на услуги по самым низким расценкам. За этим стоит «Евраз», это его политика. Как любой частник, холдинг ищет для себя выгоду, не особо задумываясь о рабочих. Людям говорят, что если они не согласны, то могут уходить, на их места найдут других. Вот такое отношение, — говорит Анатолий Пьянков. — Сегодня закон на стороне собственников, поэтому они играют коллективом, как хотят. Рабочие словно пешки в игре, которых просто переставляют с места на место.
«ВАНАДИЙ-РЕМОНТ»
«Забрали крановщиц, ликвидировали бухгалтерию и юротдел»
Подразделение вывели в «дочку» с 1 сентября 2007-го. Руководство посчитало, что выгоднее платить за выполненную работу отдельной компании, чем закладывать расходы на зарплату и налоговые отчисления.
На момент перехода, рассказывает один из сотрудников, там работало порядка тысячи человек, включая коллектив сервисного центра по ремонту оборудования — механиков, электриков и крановщиц.
— Когда все порешили, электриков и механиков отправили обратно на фабрики, в итоге нас осталось около 600, — говорит мужчина.
Оставшиеся работники, по его словам, настояли на том, чтобы их не отсекали от профсоюза. В итоге был составлен колдоговор, повторяющий разделы гоковского, но при этом он почти в два раза «похудел».
— Путевок в некоторые санатории вообще не было, а потом, года через три, дали сумму, которую мы раскидали на год. Получилось, что в месяц коллектив может рассчитывать, максимум, на две-три путевки, — рассказывает ремонтник.
Отличались и зарплаты — разница, говорят почти в голос работники «дочки», была огромной. В канун кризиса в 2008 году она составляла порядка 10.000 рублей.
— Насколько велико было счастье людей, что они возвращаются в состав КГОКа? Это двоякий вопрос. Помню, что когда об этом официально объявили, то в наших рядах был шок и ступор — каждая перемена настораживает, коллектив испугался повального сокращения.
Ремонтники вернулись в КГОК с 1 июля этого года. К этому моменту численность штата в «Ванадий-Ремонте» уменьшилась до 432 человек — часть людей попали под сокращение, других отправили на пенсию, также был ликвидирован юридический отдел и бухгалтерия.
— Наших крановщиков также забрали обратно в цеха. Например, с ремонтного участка на Обогащении ушло 12 работников, 15 человек по сборке узлов ушли на Дробильную фабрику. Под увольнение попало порядка 20 человек, — говорит один из работников, владеющий цифрами. — Они не состояли в профсоюзе, поэтому за них никто не стал бороться.
Экс-«дочка», по его словам, вошла в состав комбинат со своим бюджетом, который «забили» еще в январе. Средняя зарплата сотрудников — 29.700 рублей. Планируется, что уровня гоковской она достигнет только в 2014 году.
Привилегии, которые распространяются на работников комбината — санаторно-курортное лечение и компенсация на питание — уже действуют. Также их уральский коэффициент поднялся с 15 до 25-ти.
«ЭТАЛОН»
«За такие деньги лучше сидеть дома»
Штат уборщиков служебных помещений перестал быть подразделением КГОКа с 1 октября 2007 года. На тот момент там насчитывалось 132 работника, сейчас по договору работает 146. Как объясняет источник КЧ, увеличение произошло за счет перевода в их состав уборщиков из ТЭЦ и «Ванадий-Ремонта».
— Мы сейчас даже не «дочка». Нас просто вывели из состава комбината непонятно куда. Выходили, как «А-сервис», каждый со своим средним заработком от 6.000 до 8.000 рублей, который варьировался в зависимости от подмен — чтобы заработать на жизнь, многие старались поработать сверхурочно.
Через год уборщики перешли в «Мегаполис-Вест», где всех рассчитывали по общей тарифной сетке. Три последующих года люди трудились за 6.000 рублей в месяц. Зарплата начала расти только с принятием колдоговора в 2010 году, сначала тарифы и оклады увеличили на 5%, в 2011-2012 и с 1 января 2013 — каждый год на 8%.
— Наш бюджет зависит от того, сколько за наши услуги заплатит КГОК. Сейчас уборщицам, в зависимости от графика, платят от 8.500 до 10.500 рублей, — рассказывает работник. — Зарплата прачек, которые пришли к нам год спустя после вывода из комбината, составляет около 12.000 рублей, но их оклады всегда были выше.
Колдоговор «Эталона», уверяет источник, по всем пунктам повторяет гоковский. Например, путевки в «Чайку» и «Зеленый мыс» предоставляют за 10% от полной стоимости. Выплата при выходе на пенсию также есть, но в противовес гоковской (более 120 тысяч) она составляет всего 37.000 рублей. Уборщиц такие условия не устраивают, как результат — постоянная текучка.
— У нас каждый месяц — новые лица, потому что люди не держатся за свои места. Придут, месяц отработают, получат аванс или получку, после чего куда-то пропадают. Некоторых даже приходится искать, чтобы рассчитать. Бывает, к нам направляют из центра занятости — так они три месяца поработают, получая деньги там и тут, а потом увольняются. Говорят, что за такие деньги лучше дома сидеть.
«РЕМБЫТКОМПЛЕКС»
«Вернуться в КГОК – несбыточная мечта»
Сантехников и электриков, которые обслуживают весь хоздвор комбината («Чайку», гостиницу, стадион, учебный комплекс, управление КГОКа и другие объекты) вывели из состава последними — в 2011 году. На данный момент, рассказывает сотрудник подразделения, у них трудится 39 человек, сокращение при переводе коснулось только одного работника.
— Быть в «дочках» — плохо, это даже не обсуждается. Наши руководители просто не в состоянии поддерживать условия работы на уровне комбината. Мы — простой обслуживающий персонал. У них там производство и колдоговор, а мы работаем по соглашению, — рассказывает сотрудник. — Это и приводит к разнице в зарплате — если раньше мы жили при 57 % в соотношении к гоковской, то сейчас процент понизился до 55,3. Наш сегодняшний фонд зарплаты очень мал. В среднем, наши ремонтники получают около 22.000 рублей.
При этом зарплата с выходом в «дочку», по его словам, все-таки не упала, организация просто не успевает за ростом доходов, как в КГОКе. Соцпакет также далек от прежнего. Например, говорит сотрудник, путевки предоставляются только в «Зеленый мыс», и то, только в ограниченном количестве.
— Думаю, чтобы поправить положение, мы сейчас должны взять курс на увеличение зарплаты и расширение соцпакета, — говорит представитель «Рембыткомплекса». — Но, говорят, назревает кризис, поэтому, как и возвращение в КГОК — это только несбыточные мечты.
«ЕВРАЗ-ТЕХНИКА»
«До уровня комбината зарплату не поднимут»
Подразделение компьютерщиков перестало существовать как гоковское в 2008 году. К тому времени там, после небольшого сокращения, насчитывалось 40 работников, на сегодняшний день штат увеличен до 75 человек.
— Это не значит, что на работу были приняты дополнительные единицы, — объясняет один из работников «Евраз-Техники». — Наш состав увеличили за счет того, что к нам перебросили связистов из ДИТа (дирекция по информационным технологиям). Мы там же раньше числились, но нас «оторвали» первыми.
После вывода в «дочки» рост зарплат был заморожен, из-за чего программисты в полной мере ощутили разницу в условиях «до» и «после». Подвижки в сторону повышения начались лишь через несколько лет, но за этот период они сильно отстали от гоковского уровня.
— Но все относительно. С точки зрения зарплаты, конечно, комбинат ушел от нас далеко, — говорит сотрудник. — Да, мы до сих пор работаем по соглашению, но в прошлом году его условия подтянули до гоковских и теперь все идет в сторону улучшения. Например, у нас, наконец-то, появилась дотация на питание. Но получается, что нам её восстановили, а связистам, которых перевели к нам позже, эту привилегию просто сохранили.
Сейчас разница между их соглашением и колдоговором в КГОКе только в том, что предприятию подняли зарплату один раз в июле, а «Евраз-Технике» дважды — в апреле и в октябре.
— Конечно, до уровня комбината наш заработок уже не доведут. Единственное, чего мы боимся — это сокращения, которое запланировано на ближайшее время, но пока подробности, по какой причине и сколько человек, неизвестны, — рассказывает представитель.
ЦЕХ СЕТЕЙ И ПОДСТАНЦИЙ
«Опять меняются хозяева — передают в Новокузнецк»
Цех сетей и подстанций стал отдельным подразделением в 2007 году. Как рассказывает представитель «дочки», в их штате числится 76 человек, под сокращение при выводе попало четыре работника.
— Мы, как дочернее предприятие, мало проигрываем, — рассказывает сотрудник. — У нас действует колдоговор, зарплата повышается также, как на комбинате. Если там на 4% повысили, то и у нас такой же процент. Сейчас наше соотношение составляет 76,5% от гоковской. Соцпакет тоже хороший, есть только небольшие отличия от комбината.
В частности, людям, отработавшим меньше 10 лет, придется заплатить за путевку 20% от ее полной стоимости. Также ветераны труда ЦСиП при выходе на пенсию получают 40.000 рублей, хотя в КГОКе размер выплаты в три раза выше.
— Зато после вывода мы стали жить лучше в плане обеспечения средствами защиты, спецодеждой. Раньше с этим было не очень. Сразу после выхода нам дали новую мебель, хотя раньше нам, как вспомогательному цеху комбината, отдавали только старую, «перебрасывая» её, например, из управления.
В ближайшее время в ЦСиП грядут очередные изменения. Цех передают в Новокузнецк, уже готовятся документы.
— Надоело менять хозяев, нас никто не спрашивает, хотим мы этого или нет. Если честно, то мы соскучились по стабильности. Любая перемена может обернуться для работников не очень выгодной стороной. Новое руководство вправе внести свои коррективы, остается только надеяться, что колдоговор останется прежним.
«ОУС»
«Зарплата упала на 50%»
Бухгалтерия в составе Объединенных Учетных Систем была выведена из комбината также в 2007 году. Как рассказывает сотрудница ОУС, сейчас в подразделении числится 19 человек.
— После аутсорсинга нас стало немного меньше. Кого-то сократили, кто-то попрощался сам, потому что не устраивали новые условия работы и размер зарплаты, — говорит сотрудник. — В среднем, зарплата бухгалтеров упала на 50%. Размер зависит от того, в каком из отделов трудится сотрудник. В Качканаре их три: расчетчики, те, кто работают со счетами, и те, кто занимается электронными архивами. В наши обязанности входит оказывать бухгалтерские услуги. Наш единственный клиент — КГОК.
Стал меньше и соцпакет. Путевки на санаторно-курортный отдых им вовсе не выделяют. И если в КГОКе они работали по колдоговору, то теперь нет даже соглашения.
— Получается, мы даже не дочерняя организация, а вообще сторонняя. Наша главная контора находится в Новокузнецке, — рассказывает женщина. — Вот так и живем, но уволиться — не вариант, потому что в Качканаре просто так не устроиться. Возможно, нам еще повезло, потому что у большинства предпринимателей бухгалтера работают в еще более худших условиях. Для нас самый идеальный вариант — возвращение в КГОК, будем надеяться, что когда-нибудь это случится. Надежда умирает последней.
«ВАНАДИЙ-СЕРВИС»
«За шесть лет разрыв зарплат увеличили только на 0,6%»
Сфера, снабжающая работников КГОКа горячим питанием, стала «дочкой» в 2007 году.
На тот момент, в «Ванадий-сервисе» насчитывалось 249 человек: продавцы, повара, кладовщики, технички. К сегодняшнему дню штат вырос до 290 сотрудников.
— Конечно, руководство может сказать, что появились новые рабочие места, — говорит один из сотрудников подразделения. — Но, на самом деле, увеличение произошло именно за счет людей, которые раньше обслуживали «Ванадий-сервис», но числились в комбинате.
Это, по его словам, водители и ремонтная служба, которая следила за состоянием холодильников, но числилась прежде в КиПе.
Соотношение зарплат новоявленной «дочки» и комбината составлял 41%, рассказывает источник КЧ. За шесть лет его удалось увеличить только на 0,6%. Сейчас средний заработок составляет порядка 18.000 рублей.
— Думаю, в составе крупного предприятия всегда лучше, поэтому в КГОКе нам было бы очень хорошо. Например, если раньше все наши убытки покрывал комбинат, то сейчас надо зарабатывать самим. Из-за этого и придумали всякие компенсации для работников, чтобы люди не питались, где попало, а организованно ходили в столовую. Раньше было 3 рубля за отработанный час, сейчас — 5 рублей.
«АВТ-УРАЛ»
«Грядет сокращение»
Подразделение было зарегистрировано 19 сентября 2007 года, но, как сообщает источник КЧ, официальное расторжение трудовых договоров и прием туда работников произошел только в 2008 году. На тот момент взрывники зарабатывали больше гоковцев на 101%, теперь разрыв в их пользу составляет 110,6%. При выходе штат насчитывал 179 работников, сегодня — 183.
— Конечно, аутсорсинг влечет за собой сокращение, так произошло и с нами. Численность персонала выросла благодаря присоединению водителей из АТЦ. К нам перешло около 20 человек.
Профсоюз, по его словам, старается поддерживать основные тезисы колдоговора наравне с комбинатом, руководство оплачивает им спортзал и бассейн, раз в год стабильно работники ездят в аквапарк, понижения уровня зарплат не было. Единственная проблема коснулась водителей.
— Когда они работали в комбинате, то им предоставили право досрочного выхода на пенсию за вредность — на 10 лет раньше. Когда перешли сюда, то эту льготу отменили. Мы пытаемся бороться с этим, но пока не получается, — говорит представитель взрывников. — Нам надо вернуться назад в комбинат. Под крылом такого большого и менее стабильного предприятия люди были бы под защитой. Но у нас сложилось мнение, что наше непосредственное руководство обратно не хочет — там более жесткие условия контроля.
Сейчас, по его словам, коллектив беспокоит планируемое сокращение. Профсоюз уже получил уведомление, что после нового года ряды «АВТ-Урал» должны покинуть шесть человек.
— Нам объяснили, что их функции никуда не денутся, их передадут некой сторонней организации. Люди, естественно, подавлены. Среди них — четыре профсоюзника. Мы будем настаивать, чтобы им предоставили работу по специальности, либо переучили на другую профессию.
«МСЧ-ВАНАДИЙ»
«Арендуем здание и оборудование»
Поликлиника КГОКа и «Зеленый мыс», объединенные в одну структуру, стали самостоятельным учреждением в 2007 году. Как рассказывает один из сотрудников, за это время численность коллектива увеличилась с 199 до 208 человек.
— В наше время постоянно вводятся какие-то новые веяния, например, алкотестеры. Для работы с ними привлекают дополнительных людей. Также нам стали выдавать больше путевок в «Зеленый мыс», но на этом плюсы кончаются.
Работники медсанчасти, по его словам, лишены путевок в санаторно-курортные комплексы России.
— На это нужны деньги, но их никто не дает. Раньше, когда мы были в составе предприятия, то, можно сказать, жили на халяву, а теперь мы практически как автономка. Сколько услуг оказали КГОКу — столько нам и заплатили, на то и живем. Помимо этого приходится платить за аренду здания и оборудования, которое закупает комбинат. Получается, мы ещё и платим за то, что работаем.
Есть, по его словам, минус и по части повышения зарплат. Самое большое за три последних года составило 10%.
— Зарплата не падает, просто растет не такими большими темпами, как в КГОКе. Если раньше наше соотношение составляло порядка 48%, то теперь — на пять процентов меньше. Разрыв с каждым разом получается все больше и больше.
Надежда Лесникова
Вы работаете в КГОКе или в одном из подразделений? У вас есть подробности или детали, которыми можно дополнить статью? Звоните: 6-50-03. При желании, редакция не станет обнародовать ваши данные.
Смотрите также:
— Охрана Качканарского ГОКа: малая зарплата и сложные условия труда
— О том, как нам работается в «дочке» КГОКа
— Сокращенные работники дочернего предприятия КГОКа были в заложниках у бывшего начальства
— Советы для работников комбината
Господину Абрамовичу нужна лишь руда!!! Ни город Качканар, ни людские ресурсы, ему не важны!!!