Россию попросили подготовить доклад о судьбе детей, которых не разрешили усыновить американцам
С жалобой в европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) обратились 23 американских семьи, которым было отказано в усыновлении сирот из детдомов Санкт-Петербурга. Ведомство, изучив претензию, обратилось к российскому правительству с просьбой сообщить о дальнейшей судьбе этих сирот. Поводом для прекращения процедуры оформления детей в приемные семьи стал закон о запрете усыновления сирот из РФ гражданами США, который президент Владимир Путин подписал в прошлом году.
ЕСПЧ интересуется, по-прежнему ли эти ребята находятся в детском доме, планируется ли их передача в другую приемную семью, и если да, то на какой стадии находится процесс усыновления, пишут «Ведомости». Кроме того, законников из Страсбурга волнует вопрос, есть ли среди этих детей те, кто нуждаются в лечении, которое может быть доступно только в США. Также суд просит разъяснить, как запрет на усыновление соотносится с международным соглашением между Россией и США.
Как сообщалось ранее, свыше 30 детей из петербургских детдомов познакомились с иностранными усыновителями еще до принятия закона. Однако после того, как он вступил в силу, процесс по усыновлению был прерван. При этом 12 детей из тех, которых американцы собирались увезти в Штаты, имеют серьезные проблемы со здоровьем. У них синдром Дауна, ВИЧ-инфекция, нейрохирургические патологии.
В начале ноября стало известно, что из всех этих сирот только один ребенок был усыновлен россиянами, еще один отправился к приемным родителям в Великобританию. Под опеку были переданы три ребенка, еще одного возвратили в биологическую семью.
Первая жалоба от четырех американских семей была подана в ЕСПЧ в январе 2013 года. Они указали, что российский закон нарушает право на уважение семейной жизни, а также отметили, что большинство детей из детдомов Петербурга нуждаются в специальной медицинской помощи, которую в России им предоставить не могут. Заявители также отметили, что подверглись дискриминации по признаку американского гражданства.
Эксперты считают жалобу бесперспективной, отмечая, что вынесенные решения судов могут быть пересмотрены лишь формально, без изменений по существу. В Свердловской области имеется три детских дома-интерната для ребят с умственными и физическими отклонениями. Ближайший к Качканару находится в Нижней Туре (в народе известен как «на Известковом»). Там живет полторы сотни детей-инвалидов, есть среди них и качканарские. Многие больны ДЦП (детский церебральный паралич). С таким диагнозом можно научиться ходить, разговаривать, посещать школу, впоследствии — завести семью и устроиться на работу. Но у ребят, которые находятся в интернате, такого шанса почти нет — у воспитателей нет физической возможности уделять каждому максимум внимания, как могли бы опекуны или родители.
По данным КЧ, ни один ребенок из этого детского дома не был усыновлен — ни российскими семьями, ни зарубежными. Практически у всех один жизненный путь: до 18 лет — детский дом, после совершеннолетия — интернат для взрослых, где многие умирают вследствие болезни. Основная функция учреждений — покормить, одеть в чистое, присмотреть, уложить спать. Занятия на специальных тренажерах, иппотерапия (лечение с помощью лошадей), игклоукалывание, китайская медицина, мануальная терапия и десятки других методик им не доступны.
Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», запрещающий гражданам США усыновлять российских детей, известен в прессе под названием «закона Димы Яковлева» и «антимагнитского закона». Он вступил в силу 1 января этого года.