Освоение Собственно-качканарского месторождения под вопросом

Евраз презентует Собственно-качканарское месторождение на протяжении последних нескольких лет. 15 ноября кураторы проекта пообещали на общественных слушаниях, что работы по освоению залежей железной руды на горе начнутся уже через год. До этого холдинг заявлял о переносе сроков по разработке нового карьера на 2018 год.

Когда реально начнутся работы на  месторождении, резонно ли вкладывать в него сотни миллионов рублей, учитывая, что металлургический сегмент находится в подвешенном состоянии, какое будущее ждет Качканар и область в случае, если холдинг не станет разрабатывать СКМ и после истощения запасов трех действующих карьеров решит вдруг продать предприятие? На эти и другие вопросы рассуждают наши эксперты — бывший гоковец и действующий депутат Иван Канисев, федеральный аналитик Андрей Шенк. Также приводим официальную позицию Евраза и губернатора нашей области


 Губернатор Евгений Куйвашев:
«Не можем допустить снижения объемов»

— Да, я слышал о разработке и переносе сроков освоения месторождения, но пока еще не общался с руководством предприятия. На следующей неделе у меня будет Абрамов (председатель совета директоров Евраза), поговорим с ним об этом. Как только начнутся предметные обсуждения, я обязательно сообщу, да и в компании Евраз сами расскажут.

Снижение объемов металлургической промышленности, которое случится, если стратегически важное для области Собственно-Качканарское месторождение не станут разрабатывать, мы допустить не можем, да и бизнес этого не хочет. Ведь это, в том числе, приведет и к снижению налоговых поступлений во все бюджеты — как местный, так и областной.


 Владимир Путинцев, главный менеджер по связям со СМИ регионального центра корпоративных отношений «Урал» Евраза. Ответ предприятия на официальный запрос приведен дословно:
«
Оценим рынок и примем окончательное решение о сроках»

— Работа по вводу в эксплуатацию Собственно-качканарского месторождения ведется уже несколько лет. В 2007 году ЕВРАЗ КГОК получил лицензию на его разработку. Была проведена доразведка запасов, разработан технический проект отработки. По данным исследования, новое месторождение содержит около 8 млрд тонн руды с содержанием ванадия. Этого хватит более чем на 150 лет стабильной работы предприятия.

СКМ необходимо для поддержания мощностей комбината в связи с выбыванием запасов Гусевогорского месторождения. К примеру, Западный карьер планово выходит из эксплуатации уже в 2031 году, затем Главный, и только потом Северный карьер (после 2060  года).

Этот проект, разработанный институтом ПитерГорПроект из Санкт-Петербурга, уже прошел стадию Главгосэкспертизы. Сейчас ведутся работы по оформлению земельных участков, горного отвода. Начало строительства — ориентировочно 2015-2016 годы, окончательное решение по срокам будет приниматься на основании многих факторов, включая рыночную ситуацию.

На первом этапе освоения будет использоваться точно такая же технология, как сегодня. Автотранспортом планируем транспортировать руду до перегрузочного пункта, затем — железнодорожными составами до дробильной фабрики. К 2024 году дробилка крупной фракции будет действовать в карьере, оттуда руда специальным конвейером будет доставляться прямо на фабрику. Общая длина конвейера — 7 километров, он будет состоять из двух частей, по 3,5 км каждый. Это новая для России технология, которая уже доказала свою эффективность в других странах. Конвейер — более дешевый вид транспортировки по сравнению с автомобильным и железнодорожным, а также более экологичный, что позволит сохранить природу.

СКМ по структуре — аналог Гусевогорского, плюс в том, что содержание железа в нем чуть выше — на 0,5-1%. Месторождения Качканара уникальны еще и тем, что имеют низкий коэффициент вскрыши, то есть руда очень близко к поверхности.

 Вопросы, на которые представители предприятия ответ не дали:

Ранее экс-куратор Собственно-качканарского месторождения Владимир Бобров сообщал в интервью КЧ, что в 2014 году Евраз начнет закупать оборудование для СКМ. Эти расходы остаются в силе? Или срок закупки/монтажа оборудования перенесен на последующие годы?

  • Также Владимир Бобров упоминал, что без освоения СКМ уже в 2015 году комбинат не сможет выполнять сегодняшний объем добычи руды — 55 миллионов тонн. Каким образом Евраз планирует выйти из этой ситуации и не допустить снижения объемов?
  • Предполагается ли в ближайшие годы (2014-2018) увеличение либо снижение объемов добычи руды? Если да, то прошу конкретизировать процент увеличения/снижения и более подробно объяснить причину.
  • На какой срок перенесен запуск СКМ и добыча первой тонны руды?
  • Выгодна ли разработка месторождения компании экономически? Обрисуйте перспективу — что может произойти, если не начнутся работы, и почему вы заинтересованы в том, чтобы этого не произошло.
  • Вырастут ли при разработке СКМ налоговые отчисления компании в бюджеты города и области? Если да, то насколько?
  • Востребовано ли железо из качканарской руды на мировых рынках?


Иван Канисев, секретарь местной ячейки КПРФ, общий стаж работы на комбинате — 37 лет, последняя занимаемая должность — главный специалист по работе с персоналом:
«Море металла понадобится. После смены власти»

— Ситуация, при которой разработка месторождения затянется, а работы просто отодвинут на более поздние годы, вполне реальна. К этому может привести нынешняя ситуация на рынке металла: Россия не заинтересована в нем, а внешний уже почти насыщен. Более того, металла зарубежного производства там тоже достаточно.

Экономика идет к тому, что никакого толку от качканарского производства предприятию не будет. Когда пропадет целесообразность, пропадет и желание Евраза разрабатывать гору, потому что мы живем в эру капитализма, когда все определяется денежными выражениями. Даже сейчас, судя по последним событиям в металлургии, работа четырех ГОКов невыгодна предприятию — один комбинат явно лишний.

Впрочем, есть перспектива, что металл потребуется в ближайшем будущем. После событий 1917 года возникла потребность в модернизации, поэтому он был в цене. Скоро 2017 год — я не намекаю на революцию, но металл, возможно, потребуется в неограниченных количествах, как только действующая власть исчезнет. Сейчас в стране есть много нужных вещей, но у нас нет денег, чтобы произвести их — вся прибыль от огромного количества ископаемых находится в частных руках. Смена власти повлечет за собой появление денег у государства, желание что-то произвести, и тогда нужно будет море металла.

Только посмотрите по сторонам — в стране повсюду прогнили трубы, обваливаются балконы, а мы ничего не производим. России нужны металлоемкие отрасли — машиностроение, станкостроение, судостроение. В большом объеме нужно менять жилой фонд.

Судьба предприятия целиком зависит от потребителя. Если финансовый кризис обострится, то три четверти продукции станут невостребованными. Думаю, что СКМ разрабатывать будут, поскольку существующие месторождения истощатся в течение нескольких десятков лет, а замещать объемы надо. То есть, если ситуация на рынке ухудшится, то срок разработки затянется. Это могут быть годы — в зависимости от того, как оперативно и в каких объемах туда будут направляться деньги.

Стоит понимать, что существует и еще один вариант развития событий — появление технологии, которая сделает металл попросту ненужным. Никто не знает, что нам принесет наука. Это кажется удивительным, но такая ситуация уже имела место — я говорю об изобретении полимеров. Сейчас развивают нанотехнологии, хотя все эти превращения любого вещества в любое вещество пока лежат в области научной фантастики, но кто может знать, что случится через сорок лет?


Андрей Шенк, старший аналитик независимого аналитического агентства «Инвесткафе», специализируется на металлургии. Специально для КЧ:
«Разработки карьера ждать стоит однозначно»

— Почему? Потому что это — расширение ресурсной базы предприятия. Это было бы верно стратегически, но при текущих ценах стоимости компании это не добавит.

Сейчас месторождение находится в стадии доразведки — существенные капитальные вложения в строительство потребуются только через два-три года, самое меньшее — через полтора. Спустя некоторое время, когда цена будет расти, стратегическая инвестиция позволит предприятию получить определенную экономическую выгоду. Поэтому говорить, что месторождение разработают, можно вполне уверенно.

То, что перенос сроков освоения является тревожным сигналом для жителей, нельзя утверждать — действия предприятия зависят от экономической конъюнктуры. Цены сейчас низкие, крупные компании сокращают инвестиционные программы и переносят сроки реализации проектов. Это касается не только КГОКа и СКМ, но и всего рынка в целом.

Думаю, еще какое-то время рынок будет оставаться под давлением, и ближайший год-два существенного роста не предвидится. Стадия восстановления, на мой взгляд, может прийтись на конец 2015 года — цены будут постепенно расти. То, что металл не востребован, сейчас говорить нельзя — на рынке перепроизводство. Ситуация, когда производящие предприятия предлагают больше, чем могут купить их клиенты, из-за этого падают цены.

Рынок металлургии довольно мобильный. Соотношение зарубежных и отечественных поставщиков может меняться довольно быстро — сейчас это отношение примерно «пятьдесят на пятьдесят». В годы кризиса рос экспорт. Потом, когда Россия начала разворачивать масштабные строительные проекты, отношение начало выравниваться. Теперь, когда экономическая ситуация в России лучше, чем в Европе, внутренний рынок также растет.

Константин Глебов

Будет ли Евраз разрабатывать месторождение? Расскажите, какой позиции и почему придерживаетесь вы?


Смотрите также:
КГОК прорекламировал месторождение на горе Качканар

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Мнение авторов статей может не совпадать с позицией редакции.

Система Orphus Обнаружили орфографическую ошибку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter






Комментарии посетителей сайта являются исключительно их личным мнением и могут не совпадать с мнением редакции.

  1. Аватар Nick:

    Китай со своим объемом производства в 700 с лишним миллионов тонн железа не знает куда его сбагрить. Стойло Михайлы с Лебедями скоро глотку друг другу грызть будут. Одно спасение-0.5 процента ванадия. Хотя…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.