Бывший гаишник кладет печки. «Третья древнейшая», — шутит качканарец о своем хобби
«Третья древнейшая» — шутят печники о своем искусстве создавать очаг, обуздать огонь и закладывать основы для долгих вечеров перед каминами. Оказывается, ремесло не так сложно, как может показаться на первый взгляд.
Большой «заказ»
Вячеслав Волков встречает меня на пороге большого частного дома в поселке Ис, где сейчас делает почти грандиозную работу — кладет для своего друга большую печь в летней кухне. Визит совпадает с одним из важнейших моментов работы — печь, материалы для которой обошлись почти в 70 тысяч рублей, почти готова и буквально через несколько минут состоится первый пуск.
На приусадебном участке — большая беседка, чуть меньше половины ее площади занимает красивая кирпичная конструкция, напоминающая кухонный гарнитур со встроенными раковиной и плитой. «Но» только одно — все это сложено из желтого кирпича. На «столе» стоит большая барбекюшница, а под двумя варочными поверхностями скрываются камеры для горения.
— Чуть больше недели делали, — улыбается Вячеслав, обходя свое кирпичное детище.
Над созданием этой конструкции работали три человека. Ушло семь поддонов по 385 кирпичей в каждом и около десяти мешков кладочной смеси. В итоге размеры одной только печи можно сравнить с площадью кухни в хрущевке.
Старый принцип
Как и на Руси, печи по-прежнему состоят из двух компонентов — кирпич и глина:
— А больше ничего и не нужно. Принцип построения печи стар, как мир, и что-то новое, кроме дизайна, придумать сложно, — говорит Вячеслав, отмечая, что вместо глины почти везде сейчас используют специальную кладочную смесь.
Путь офицера полиции с двадцатилетним стажем в качестве печника напоминает типичный жизненный уклад кустарей — «пробовал перо» с помощью домашнего камина и нескольких книжек, откликался на первые просьбы знакомых и друзей. Теперь — полная уверенность в своем умении и ударная работа на десятках объектов в течение всего сезона — с марта по ноябрь:
— За последние 14 лет, с того момента, когда я собрал печь себе, счет работ идет уже на сотни — печи, камины, целые обеденные зоны, как эта. За сезон получается примерно по 19 готовых объектов, — говорит Вячеслав.
Первую печку он сделал для Валерия Молчанова. С легендарным директором комбината у печника получилась интересная история — он долго отказывался от предложения Вячеслава переложить разваливающийся камин, но когда очаг пришел в полную негодность, то «разродился»:
— Собрали новый камин, он остался очень доволен, — с улыбкой вспоминает печник, добавляя, что потом делал очаги для многих известных горожан — бизнесменов, управленцев:
— Можно долго перечислять, но каждую печь помню, как свою. По крайней мере, от других легко отличу. Но без помощника в этом деле — никуда, ведь кошка воды не подаст. Были и неприятные ситуации с помощниками, так что это… прости, Жека! Так и напишите, — застенчиво улыбается он.
Кто может? Да любой!
Работа по кладке печи, объясняет мастер, проста — печник обязательно должен представлять, что хочет получить в итоге:
— Сначала рисую эскиз, а первый день работы убиваю на то, чтобы все померить, прикинуть и понять, как это будет выглядеть, — делится Вячеслав, который уже успел переодеться в заляпанный раствором для кладки комбинезон и теперь «сливает» секреты мастерства — простые детали непростого дела:
— Главное — взяться с душой, тогда можно за день заканчивать по печке, — говорит мастер, поясняя — без энтузиазма не получится, печь любит «горячие» руки:
— Люблю то, что делаю. Вот и люди не жалуются, даже спустя годы, — комментирует Вячеслав, любовно проводя рукой по верхней части кирпича.
Внезапно он что-то замечает и, схватив в руки напильник, несколько раз нежно, но резко, точными движениями проводит по кромке:
— Тут немного неудачно сняли грань — когда много кирпича и каждый надо обработать, такое случается, — говорит он и отмечает — в остальном, если не учитывать мелких технических операций вроде разведения раствора или обработки кирпича, стадий строительства печи всего две — идея и кладка, которая может проходить очень быстро:
— Случалось, что работая весь световой день летом, по 18 часов, заканчивал сложный объект за двое суток. Печи попроще — за один день, хотя каждый объект, конечно, уникален.
«Откушать» с печи
Удивительно, но печник никогда не знает до конца, что делает:
— В окончательном успехе убеждаешься, когда пустишь первый дым, — говорит Вячеслав, тут же демонстрируя убеждение наглядно.
Скидывает мешки из-под кладочной смеси в камеру горения и кликом зажигалки «запускает печь». Бумага быстро занимается, а из недоделанной трубы весело идет белесый дым. Вячеслав и два его помощника улыбаются во весь рот:
— Смотри-ка, еще лучше тянет, чем думали, — удивляются они, достают пульверизаторы и, разбрызгивая по стенам желтого кирпича воду, начинают протирать стены:
— Финальные штрихи. Доложим трубу и можно предаваться первому суеверию печника, — загадочно смеется Вячеслав, поясняя — суеверие заключается в том, что печник должен «откушать» со своей печи, чтобы в дальнейшем у владельца не случалось с очагом каких-то проблем:
— Тема подтверждалась еще при моем дедушке, — говорит Вячеслав.
Второе суеверие — не стоит хвалить работу печника до ее окончания, иначе что-то может пойти не так. Многое, по его словам, зависит от будущего владельца — бывает, что кирпич просто «не ложится» из-за сварливого хозяина:
— Когда человек хороший, то все почему-то наоборот — быстро, четко, — смеется Вячеслав, отмечая, по всей видимости, все владельцы его печей люди хорошие.
Слава молодец
Точно!
Это уже не хобби…это РЕМЕСЛО. Четверг пишите почаще о таких людях. Очень интересно.
Сорри, вообще не в тему. Шерлок Холмс и др. ТВЦ. Класс.
А как найти Славу? Очень надо сложить печь.