Избит спикер думы Качканара Геннадий Русских. Он назвал причастных: чиновники мэрии и руководство автовокзала
Директор муниципального предприятия (автовокзал) попросил уже в этом году 550 тысяч рублей на постройку забора. Геннадий Русских резко отказал. Откуда растут ноги у темы отжатого автовокзала, почему забор строить необязательно, чем грозят заказчики нападения на депутата и что будет дальше…
Как появился этот бизнес
В декабре 2014 года в Качканаре начался передел рынка пассажирских перевозок, первыми жертвами которого уже стали городской бюджет (не путать с чиновниками) и обычные люди, желающие добраться в другой город.
Причиной стал конфликт, который произошел между властью (в лице мэрии и КУМИ — комитетом по управлению муниципальным имуществом) и ключевым перевозчиком (фирмой «Уралэкспресс»). К конфронтации привела цепочка событий, которая берет начало в двухтысячных годах.
В 2000 году Леонид Пантелеев основал фирму «Уралэкспресс», которая в 2014 году обслуживала до 90% междугородних маршрутов из Качканара и предоставляла рабочие места 300 сотрудникам.
В 2006 году, спустя шесть лет после основания, компанию заинтересовал автовокзал. Леонид Пантелеев хотел его арендовать. Тогдашний глава города Анатолий Калугин согласился сдать автовокзал в аренду для последующей реконструкции, но поставил перед предпринимателем несколько условий: наладить городские перевозки, обновить автопарк и внедрить льготный проезд.
Еще условия
Шел 2007 год. Леонид Пантелеев готов был инвестировать личные деньги в модернизацию городского имущества и убить тем самым двух зайцев — избавить город от обязанности ремонтировать вокзал за счет казенных денег и подготовить почву для развития своего бизнеса. «Уралэкспресс» получил вокзал в долгожданную аренду, на должность директора (по согласованию с городом) был назначен сын Леонида Пантелеева — Анатолий. После чего выяснилось, что строчки об инвестиционных условиях исключены из договора.
Иными словами, Леонид Пантелеев арендовал здание, но вкладывать в него деньги не мог. Тогда появилось еще два условия — сделать эскизный проект для одобрения реконструкции автовокзала и построить альтернативную временную станцию, так как, если закрыть автовокзал на ремонт, то людям станет негде дожидаться автобуса.
Новый мэр — новые надежды
После выборов весной 2009-го Леонид Пантелеев встретился с Сергеем Набоких — рассказал о своих планах, показал документы и эскизы. Новый мэр, по его словам, согласился с идеей, но сказал о бумажной заминке — в городе, оказывается, нет нужного документа. Чтобы бизнесмен смог отремонтировать вокзал, который арендует, необходимо «положение об инвестициях в объекты недвижимого имущества».
Специалистов, которые могли бы составить эту бумагу, со слов Пантелеева-старшего, в городе «также не оказалось». Полгода сотрудники «Уралэкспресса» разрабатывали документ. Ещё полгода проект находился на доработке в мэрии, — рассказывал бизнесмен.
Затем, в 2010-м, по словам предпринимателя, город выставил ему новые условия: закончить строительство заправки около радиозавода, а также обновить три остановочных комплекса. После того, как и эти условия были выполнены, в дело вмешалась прокуратура. Прокурор (тогда эту должность занимал Алексей Лесников) заявил, что инвестировать деньги в здание нельзя — это будет являться скрытой приватизацией, а приватизировать транспортные объекты, согласно российским законам, запрещено.
Земля у кольца
Наступил 2011-й. Леонид Пантелеев обратился в мэрию с новой просьбой: выделить ему участок земли для постройки небольшой автостанции в районе троллейбусного кольца, взамен он бы снял с чиновников социальную нагрузку — за собственные деньги построил автостанцию, выполнил бы требования по транспортной безопасности, наладил бы охрану, общепит.
Сергей Набоких дал слово, что выделит место на кольце. Но, примерно через месяц, мэрия дала отказ. В итоге за все время переписки пришло восемь ответов и все с отказом. Формулировки были разными, например, «принято решение отложить рассмотрение этого вопроса», «в связи с поступлением в администрацию города множества заявлений о размещении объектов на указываемой территории…».
Тупик
Несмотря на бюрократию и странное поведение сотрудников мэрии, говорит Леонид Пантелеев, работа по преображению вокзала продолжалась. Начальство «Уралэкспресса» на свои деньги купили 10 компьютеров, внедрили систему он-лайн продажи билетов, продумали сложную систему логистики, ввели несколько новых маршрутов, купили оборудование. Всё это сдали МУПу в аренду по чисто номинальной цене.
В итоге Леонид Пантелеев попал в патовую ситуацию: с одной стороны, содержит непонятно зачем городской автовокзал, вкладывает в него деньги, с другой стороны, не имеет права инвестировать деньги в реконструкцию здания и не может приступить к строительству альтернативной автостанции на троллейбусном кольце.
Неожиданная развязка наступила в минувшем декабре. Восьмого числа директор вокзала Анатолий Пантелеев (сын) был уволен. Реальную причину увольнения — где и как он, якобы, накосячил — никто не сообщил. Документ был подписан юристом мэрии Ольгой Вепревой.
Пантелеевы уверены, что эта кадровая рокировка была задумана заранее — о намерении их никто не уведомлял, какие-либо претензии (в стиле «плохо работаете») не озвучивались.
Спектакль «серого дома»
В канун нового 2015 года мэрия сделала «подарок» «Уралэкспрессу» — 31 декабря, за несколько часов до нового года, индивидуальному предпринимателю Сергею Вагнеру (он занимается перевозками и сотрудничает с семьей Пантелеевых) вручили бумагу, подписанную мэром. Сергей Набоких сообщил, что в одностороннем порядке разрывает с ним договор пятилетней давности о перевозке людей по городским и пригородным маршрутам. Причина, как указано в уведомлении: «Неоднократно не выполнялись условия договора».
Во время новогодних каникул, когда город отдыхал, в городе появились два новых маршрута — один до Валериановска (людей возит предприниматель Нехай), другой до Екатеринбурга (ИП Тимирбаев).
— Сделали по-хитрому. Наш рейс до областной столицы отправляется в 17.50, они сделали свой на 16.00. Таким образом, пытаются перетащить себе наших пассажиров, — говорил тогда представитель «Уралэкспресса».
При этом он предполагал, что новоявленные конкуренты не имеют необходимых документов для перевозки людей — внедрить новый маршрут за столь короткое время, учитывая праздники и необходимость согласования изменений с министерством, ему казалось маловероятным.
В первый рабочий день после новогодних каникул, 12 января 2015 года, чиновники продолжили борьбу с перевозчиком.
По словам юриста компании, прямо на перроне вокзала сотрудники мэрии устроили настоящий спектакль. Во второй половине дня к рейсу, который отправлялся в 15.30, прибыл десант управленцев из «серого дома»: тогда еще замглавы по коммуналке Владимир Зюзь, его подчиненная Марина Гильмутдинова, начальник правового комитета Ольга Вепрева, начальник ОГХ (отдел городского хозяйства) Кирилл Касимов, а также новый директор вокзала Павел Кусов. «Они встали цепочкой перед нашим автобусом, в котором находились пассажиры, и сказали, что никуда его не пустят. Это полное беззаконие и самоуправство, потому, что у администрации города нет таких полномочий», — прокомментировал тогда ситуацию представитель «Уралэкспресса».
Анархия
«Спектакль» продолжился, рассказывал юрист компании-перевозчика, на место вызвали гаишника — Алексея Стахиева. Он проверил документы на автобус, затем начал осматривать транспорт.
— Создавалось впечатление, что решили оштрафовать хоть за что-нибудь. После этого чиновники удалились, однако спустя 20-30 минут — к следующему рейсу до Валериановска, который стартовал в 16.30 — вновь замаячили на вокзале.
Представитель опального перевозчика заявил, что высокие чины зашли в салон и стали отговаривать пассажиров, чтобы они ехали в этом автобусе. Объясняли, что рейс якобы недействительный, а перевозчик — незаконный, а если кто-то попадет в аварию, то никто ответственности не понесет.
— Хотя это на самом деле не так. У компании есть договор обязательного страхования, действующий до марта 2015 года, — рассказывал тогда юрист. — Это полная анархия со стороны городской администрации. Они делают все возможное, чтобы наши перевозки стали нерентабельными. С помощью административного ресурса выживают нас с рынка.
Поручения министерства
Министр занял неоднозначную позицию в этом споре и дал рекомендации сторонам конфликта. Так, дирекции автовокзала было предписано возобновить работу в круглосуточном режиме. Также министр рекомендовал мэрии расторгнуть отношения с перевозчиками, которые работают без необходимых документов. Речь идет о частных предпринимателях, что осуществляют рейсы без лицензии, паспорта маршрута и страховых гарантий. «Уралэкспрессу» министр велел возобновить продажу своих билетов на автовокзале. Но, как сказал перевозчик, он «и рад бы распустить своих кассиров по домам, но как доверять МУП «Автовокзал»? Ведь до сих пор не перечислены деньги за билеты, проданные с 8 по 24 декабря».
Стороны так и не смогли подписать новый договор на осуществление пассажирских перевозок с привлечением перронных контроллеров со стороны муниципального предприятия «Автовокзал».
Виктор Колесников, юрист «Уралэкспресса» сказал, что подписывать такой договор никак нельзя из-за нескольких странных пунктов.
Ни себе, ни людям
В феврале 2015 года глава города Сергей Набоких был приглашен на аудиенцию к областному министру транспорта Александру Сидоренко. Высокий чиновник усадил градоначальника за стол переговоров с представителем «Уралэкспресс».
Стороны подписали соглашение об урегулировании конфликта. В последнем пункте документа министр прописал, если конфликтная ситуация не будет разрешена нашей администрацией, — здание автовокзала в Качканаре будет безвозмездно передано в собственность Свердловской области. На сей счет, министр дал особое поручение своему заместителю.
В течение почти всего года ситуация с отжатым мэрий автовокзалом была более-менее спокойной. Мэрия делала свое дело — ежемесячно копила убытки уже муниципального автовокзала, несмотря на то, что сдала часть автовокзала в аренду для кафе и открыла платный туалет.
История получила неожиданное резкое продолжение после заявления председателя правительства области Дениса Паслера, который на выборах 2013-го поддерживал Набоких (например, приезжал мести качканарский мусор), а в прошлом году прилюдно признался, что наш мэр совсем не шевелится и по непонятной причине не может взять в области выделенные городу 50 миллионов на капремонт дорог.
Тема неожиданно актуальна
Около недели назад Денис Паслер сделал очень странное заявление: «Мы в начале года рассматривали на правительственной комиссии вопрос автовокзалов, сегодня констатируем, что по-прежнему ничего не сделано. Нет движения, не смотря на зафиксированные надзорным ведомством нарушения, предписания об устранении и решения суда. У нас вопиющий случай на автовокзале Качканара, когда частный перевозчик, недобросовестный перевозчик, пользуется областным и муниципальным имуществом, денег за это не платит и не устраняет многочисленные нарушения. Давайте начнем с Качканара: прошу министерство транспорта и связи, департамент общественной безопасности, управление государственного автодорожного надзора, ГИБДД, берите с собой прокуратуру, выезжайте на место и решайте вопрос. Чтобы в конце года у нас по Качканару все проблемы были решены. Так по порядку будем идти от одного муниципалитета к другому. Мы обязаны совместными усилиями привести все автовокзалы в нормативное состояние. Доклад об исполнении — на следующем заседании комиссии».
Какого предпринимателя имел в виду Паслер — неизвестно. Автовокзал отжат у Пантелеева уже как год.
Очень похоже, что областного начальника просто запутали качканарские чиновники.
Тем не менее, Павел Кусов, назначенный директором муниципального автовокзала около года назад, также неожиданно как и Паслер, срочно, уже в этом году, попросил 550 тысяч рублей на постройку забора вокруг автовокзала для обеспечение транспортной безопасности. Свою просьбу он мотивировал ГОСТами.
Решение о выделении денег может принять только дума. Председатель Думы Геннадий Русских вместе с начальником контрольного управления, который постоянно находит денежные нарушения в работе мэрии, считают, что вкладывать деньги в искусственно обанкроченный командой Набоких автовокзал — просто недопустимо. Опыт не верить команде Набоких у них есть — последние примеры с освещением и дорогой наглядно показывают, куда деваются народные деньги.
Еще один важный момент, который не озвучивают мэрские люди: это содержание забора, вернее, его шлагбаумов. Последних должно быть два. Даже при условии, что один будет автоматический, на втором должен работать диспетчер. Это четыре человека со средней зарплатой в 15 тысяч рублей. 60 тысяч в месяц плюс налог, который платит работодатель на зарплату 32%. Получается 80.000. Умножаем на 12 месяцев, получаем без малого миллион. Где эти деньги взять в бюджете? Ответ вы знаете.
Поворот в законе
Еще более странной кажется просьба выделить деньги для строительства забора на фоне приказа Министерства транспорта от августа 2014 года. Он гласит, что автовокзалы в городах, где живет меньше 100 тысяч человек, и где среднесуточный пассажиропоток менее 100 пассажиров в сутки, не попадает под категорирование. То есть, забор ставить не нужно. Если учесть, что «Уралэкспресс» и другие «автобусники» не работают на автовокзале, а осуществляют перевозку через свою автокассу, то их пассажиры в расчет не идут. Рейсы до Валериановска считаются внутригородскими перевозками. По всем подсчетам 100 человек в день на нашем автовокзале не набирается.
Но и это еще не все. 15 июля 2016 года вступает в силу новый закон, где сказано, что владелец автовокзала (мэрия) «не вправе отказать в пользовании услугами, оказываемыми на данном объекте, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, участникам договора простого товарищества, получившим в установленном настоящим Федеральным законом порядке право осуществлять регулярные перевозки по маршруту, в состав которого включен данный объект». Это значит, что через полгода Набоких не сможет запретить Пантелееву и другим перевозчикам возить людей через автовокзал. Конечно, если там не встанет забор.
Русских пострадал за автовокзал
В семь утра 30-го октября на председателя городской думы Геннадия Русских было совершено нападение. Депутат, как всегда перед работой, шел в гараж за своей машиной. Внезапно, пока он разгребал снег, на него напал молодой человек в спортивной одежде. Парень нанес удар депутату сзади, а потом еще по лицу и шее. От нескольких ударов спикеру удалось защититься. Никаких угроз и требований нападавший не высказал.
По заключению медиков, Геннадий Русских получил ушиб грудной клетки, шеи и правой стороны челюсти. Врачи запретили ему некоторое время разговаривать из-за повреждения горла.
После того, как ему была оказана помощь, следователи вместе с пострадавшим выехали на место нападения. Следы 41-42 размера, которые оставил нападавший, были уже немного заметены. Зато появились новые, меньшего размера. А в дверях гаража была записка, распечатанная на принтере со словами: «Это только начало».
В полиции сообщают, что ищут нападавшего. Возбуждено уголовное дело по статье «Нанесение побоев из хулиганских побуждений» и составлен фоторобот. Подозреваемый был одет в вязаную шапку черного цвета, куртку черного цвета, спортивные брюки тоже черного цвета. Рост около 180 см, среднего телосложения, возраст 20-25 лет.
Из области направили высокопоставленных людей, которые будут контролировать расследование. Возможно, уголовная статья скоро поменяется, если обвиняемыми станут некоторые местные чиновники. Русских четко дает понять, что он знает, откуда исходит угроза и его не запугать подобными действиями.
— Не дождаться моего отступления! — говорит он. — В замочной скважине гаража полиция нашла записку. Большими буквами в ней написано «Это только начало». Теперь нет сомнений, что это было спланированное нападение. И я даже не сомневаюсь в том, кто это совершил. Я на сто пятьдесят процентов уверен, что в этом заинтересованы господа, которые защищают строительство забора вокруг автовокзала. Других версий у меня нет.
Он отмечает, что работает в городской думе уже пятнадцать лет и за это время к нему ни разу не поступали какие-либо угрозы. Депутат уверяет, что его бесполезно пытать по разным поводам.
— Мне уже звонят люди и говорят: «Они что, балбесы, не понимают, кто ты такой?». Мне за все время работы достаточно поступало разных предложений, но я всегда стоял на позиции справедливости. И меня бесполезно с этой позиции толкать. На мой взгляд, ответственность за этот случай несут именно те люди, которые подняли всю бучу с автовокзалом. А это лица, начиная с администрации и заканчивая руководством автовокзала.
Местные депутаты в день нападения на спикера думы написали обращение к жителям города
Уважаемые Качканарцы! Криминальный демарш против председателя думы качканарского городского округа Русских Геннадия Владимировича, произошедший утром 30 октября, своей дерзостью и цинизмом напоминает смутные 90-е годы. За последние десятилетия мы с вами привыкли, что страна стала жить по законам, Из новостей пропали сводки, больше напоминающие сюжеты военных конфликтов, а уровень преступности, в целом, значительно снизился.
И, тем более, случившееся на этом фоне выглядит вопиющим событием, резонансным преступлением, направленным, и против уважаемого человека, и против избранного горожанами депутата нашего представительного органа, который имеет безусловный авторитет в городе и области. Вне зависимости, какой окрас носит характер данного нападения, в первую очередь, это событие должно рассматриваться в политической плоскости.
Надеемся, что правоохранительные органы в ближайшее время смогут раскрыть преступление, обеспечив торжество Закона и справедливости на территории Качканара.
Депутаты Думы Качканарского городского округа желают своему лидеру скорейшего возвращения в строй. Здоровья Вам, уважаемый Геннадий Владимирович!
Группа депутатов думы
Подпись не поставили
Не все думцы согласились ставить свою подпись под обращением. Коммунисты Иван Канисев и Габбас Даутов считают, что преждевременно заявлять о том, что преступление носит политический характер. Такое же сомнение есть у справедливороса Олега Кирдяшкина, но подписываться он не отказался.
Одним из подписавшихся под обращением был депутат Сергей Курильченко. У него нет однозначного ответа в отношении автовокзала, с которым связывает происшествие Русских.
— Вопрос о заборе вокруг автовокзала пока на стадии обсуждения, — поясняет он. — Пока нельзя сказать, что дума против строительства забора. В пятницу мы не смогли провести заседание думы потому, что произошел случай с нашим председателем. Обсуждение этого вопроса мы перенесли. Что касается забора, то все автовокзалы области обнесены оградой. Я полагаю, что такое требование существует для всех общественных мест.
— По сути, автовокзал раньше был вполне прибыльным предприятием, — продолжает он. — Только в последнее время стал убыточным. Если анализировать ситуацию, то станет видно, что в минус он упал только в тринадцатом году. Сейчас ситуация начала выправляться. Тут не все однозначно. Нужно еще раз все глубоко изучить.
Антон Ильинский, руководитель контрольного управления, не готов обсуждать тему забора вокруг автовокзала, пока не увидит документы, указывающие на необходимость в строительстве.
— Сначала нужно посмотреть на весь комплекс планируемых работ, — поясняет он. — А дальше уже можно будет оценить, насколько действительно это нужно. Насколько я знаю, для обеспечения безопасности на автовокзале нужно провести большой перечень мероприятий, кроме ограждения. Но, в основном, это все организационные мероприятия.
Он отмечает, что очень важно, чтобы автовокзал хорошо функционировал, не вызывая проблем у горожан. А вопрос, кому при этом будет принадлежать здание — не особо важен.
Александр Бударев
Как вы считаете, кому было обещано здание автовокзала еще год назад? Что вы думаете по этой теме? Звоните в КЧ 6-50-03, 8-900-1974-701
Статья из КЧ №45 от 04.11.2015
Ссылки по теме:
— На председателя думы Качканара было совершено нападение
— На нападавшего на спикера думы Качканара составлен фоторобот