Геолог, который способен свернуть горы и выучить английский за три месяца
Василий Бузмаков среди родных банок и склянок в стенах любимой испытательной лаборатории управления контроля продукции. /фото автора
Много ли сейчас вы встретите людей, которые довольны своей жизнью? А людей, которые много раз начинали все с начала, почти с нуля, и которые не только не ропщут на судьбу, но и вполне себе счастливы? Я думаю, что вы не много таких людей видели. Мне повезло, я знаю такого человека
Василий Николаевич Бузмаков — личность в Качканаре известная. Говорят, что на городских праздниках он не может сделать и шагу, чтобы не поздороваться за руку с бывшими студентами, которые до сих пор с уважением относятся к некогда замдиректора КГПК. Коллеги, работающие вместе с ним на ЕВРАЗе, тоже отзываются о нем положительно — его считают чутким руководителем, грамотным специалистом, приятным собеседником и просто хорошим человеком. Но мало кто знает о приключениях и событиях в его жизни — Василий Николаевич на службе в армии ездил на секретном танке, побывал под дулом автомата, получил кандидатскую степень по геологии. Он вырастил двух очаровательных дочек, а теперь еще помогает растить замечательного внука.
«Я уже с детства был самостоятельным…»
— Я родился в деревне Сержонки Кировской области, — начинает он свой рассказ. — Семья многодетная, кроме меня есть еще три брата и сёстры, а также мама — учительница начальных классов, отец — председатель колхоза, и еще тетя Аня, которая, буквально, была и няней, и воспитателем, и главной по хозяйству.
— Наверное, было очень весело жить большим семейством?
— Жили мы дружно, хотя и не всегда богато, — почти с гордостью отвечает Василий Николаевич. — Было и свое собственное маленькое хозяйство, за которым младшие помогали следить. Когда мне исполнилось семь лет, родители решили переехать в деревню Фроловскую. В первую очередь, это было сделано из-за соображений безопасности большой семьи. Раньше отцу и матери приходилось проходить несколько километров, чтобы добраться на работу, а теперь она рядом была.
— То есть они просто шли через лес? Даже зимой?
— И зимой, конечно. Видывали и волков, и другое зверье. Там они уже не шибко шуганные. Кругом деревни, потому обитатели леса человека не больно-то и боялись. Отец ходил всегда с ружьем. Бывало, правда, после таких «прогулок» притащит рябчиков или глухарей. Подстреливал по дороге домой, — пожимает плечами, увидев мое удивление.
— А где учились сначала?
— В начальной школе у мамы. Потом переехал в школу-интернат, в Афанасьево. Это уже был райцентр. По выходным собирались все — я, братья, другие ребята и шли домой вместе эти же двадцать километров. Всего три часа пути. Тогда мне это громадным расстоянием не казалось.
— Не тяжело было одному быть? Финансово? Морально?
— Не особо. Когда родители постоянно над тобой не трясутся — быстро учишься самостоятельности. Начинаешь сам за себя отвечать и понимаешь многие вещи быстрее. К примеру, что учишься ты для себя самого, а не для того, чтобы родители хвалили и не приставали. Что деньги, которые у тебя есть, нужно тратить разумно и экономно, потому что никто тебе их просто так, по первому требованию, не даст.
— Как учились в школе? Оценки, наверное, были в основном, хорошие?
— По-разному, — улыбается Василий Николаевич. — Многие считают, что я был прямо круглым отличником, но это не так. Я любил точные и естественные науки, особенно географию и химию. И совсем никак не мог освоить немецкий. Последний вообще ненавидел. Поэтому в конце каждого учебного года торжественно сжигал учебник иностранного языка. Это был не просто ритуал, а такой способ релакса. Вроде так это сейчас называется.
— Когда появился интерес к геологии?
— В райцентре была хорошая библиотека. Кроме книг еще помогал отец. Старался развивать во всех своих детях все задатки, которые видел. Выписывал журналы тематические, рассказывал, что сам знал. Вообще, у меня с детства научный интерес к таким вещам.
И на секретном танке служил, и учился, и работал
— Как тогда попали в Исовский техникум? Свердловская и Кировская даже не соседние области.
— Сначала пытался поступить в военное училище на журналиста. Но, после сдачи всех экзаменов не прошел по спецтребованиям — картавлю. С этим тогда в военных заведениях было строго! Расстроенный приехал домой. И тут товарищ позвал, у него сестра на Ису училась. Приехал, поступил. Начал учиться и понял: геология — это точно мое! Знания вбирал с жадностью. Правда, особо денег не было, поэтому подрабатывал в кочегарке истопником. Такая вот у меня первая запись в трудовой. Там же в техникуме и жену встретил, но это было уже после армии.
— А в армию когда пошли служить?
— В конце второго курса. Попал в военную учебку в Брестской области, Белоруссия. Был танкистом, наводчиком-оператором, на секретном танке. Новейшая военная разработка того времени. Т-80-У. Дослужился до старшего сержанта, был заместителем командира взвода, командиром танка. Из-за секретности своего боевого орудия потом в Киргизии несколько раз писал подписку о неразглашении военной тайны — недалеко была китайская граница.
— То есть техникум вы не закончили?
— Как не закончил? Закончил. Отслужил — вернулся. Поступил в другую группу, так как моя уже выпустилась. С этой группой было интересней студенчествовать, хотя бы тем, что все были дружные и общительные. Нашу группу до сих пор никто не перегнал по количеству заключенных браков меж одногруппниками. Аж целых семь. Ну и я сам там жену встретил.
Наша заграница
— Как закончили — по распределению попал в Киргизию. На рутно-сурмяное месторождение. Там нам с женой выделили жилье, а в полевой партии — вагончик. Небольшой, чуть больше военного. Вскоре первая дочь родилась — с ней жена сидела. Я был постоянно в разъездах — то командировка, то сессия в Горном институте.
— А были интересные случаи на работе?
— Множество. Вот, например, был случай, когда геологи по горе лазили. Видят, по всем признакам: тут есть ртуть, а найти не могут. Пришел главный геолог экспедиции, поругался и со всей злости по породе ударил. Тут, о чудо, самородная ртуть из колонковой трубы и полилась. Главный геолог каску подставил — она полнехонька набралась! И, собственно говоря, на этом вся ртуть на участке и кончилась, — Василий Николаевич искренне и очень заразительно смеется. — Сколько потом искали — не нашли. Вот и получилось — месторождение по приказу.
— Сколько вы прожили в Киргизии? Как местные к вам относились?
— Мы прожили там с 1987 по 1993 годы. Шесть лет, практически. Там у меня обе дочери родились. Младшая родилась как раз в день принятия первой киргизской Конституции после развала СССР. У киргизов, к ее восемнадцатилетию, эта самая Конституция пять раз сменилась. Относились к нам хорошо, до развала. Даже по-доброму. Но нам, приезжим, много чего было не понятно. Шутка ли, в России ничего не было, и у меня теща везла себе мебель и одежду из КССР, потому что там был достаточно хороший выбор. Приезжаешь в Россию и дивишься, как у нас все плохо и какие почти все бедные, вечные очереди, талоны на все. И совсем противоположная картина в Киргизии! Две войны там пережили: в 1989 и 1990 годах. Местные воевали между собой, нас не только не трогали, но и говорили: «Русские, не вмешивайтесь! Сами разберемся!». Мы и не вмешивались особо. Но вот случился развал Союза, и под воздействием пропаганды местные стали хуже к нам относиться, чем сейчас на Украине. В почтовом ящике мы часто находили открытки с надписью «Чемодан-вокзал-Россия». Я жену с дочерьми вперед отправил, когда решили ехать на Родину. А сам уезжал почти под конвоем — под автоматы не прекращающегося до конца огня независимости. Киргизы обвиняли нас в том, что мы, Россия, у них все отобрали, всех их баранов съели и тому подобные высказывания… Хотя, если учесть, что они жили лучше, чем мы, было такое слышать, обидно что ли. Ну, теперь-то они независимые, для них это главное. Но все равно вспоминаю те годы больше с удовольствием, чем с огорчением. Там я профессионально вырос из простого техника-геолога до главного геолога партии. Для молодого парня младше тридцати должность весьма солидная.
На Родине меня не ждали
— Вот вы упоминали Горную Академию. Когда туда поступили?
— Сразу по окончании техникума. На заочный факультет. Вообще, поработав позже в образовании, считаю, что заочно должны учиться только те, у кого за плечами уже начальное образование по специальности, и кто работает в этой сфере. Иначе бесполезно, только время тратить. Я отучился, как положено, шесть лет. Закончил академию, уже когда в Россию переехал. Только, благодаря этому на работу и устроился здесь.
— А что, были проблемы с трудоустройством?
— Большие! У меня не было российского гражданства, равно как и какого-либо другого. Так получилось. А без гражданства не ставили на военный учет. А без постановки на воинский учет не брали на работу. Вот такой замкнутый круг! Тут мне очень помог директор тогда еще технического лицея, Владимир Михайлович Георгиев. Взял на работу преподавателем горного дела, учитывая мой опыт работы и образование. Снова все с начала начал. Аттестовался.
— И вам понравилось работать с ребятами? Учить новому?
— Да, очень. С ними важно выстраивать диалог, слушать их мнение, их идеи, поскольку молодой ум, неокрепший еще может выходить за рамки заданного и находить новые, иногда очень нестандартные решения. С молодыми интересно, хоть я и сам был не стар, разумеется, но уже, все-таки, взрослый. А вчерашние школьники меня учили не меньше, чем я их. Со многими до сих пор общаюсь, поддерживаю контакты. С группой, у которой был мастером, и вовсе до сих пор в дружеских отношениях. Иногда собираемся, общаемся, гоняем чаи. Они уже сами взрослые, со своими семьями.
— А что не нравилось в преподавании?
— Бюрократизм и огромное бумаготворчество! Всегда считал и считаю, что человека нужно заинтересовать своим предметом, тогда будет толк. В противном случае, он его механически вызубрит и забудет сразу после выхода с экзамена. А это неправильно. Педагог всегда должен быть интересен своим ученикам не только как человек. Но и как профессионал, ведь для ребят, пока они учатся, именно педагог служит олицетворением не только преподаваемого предмета, но и профессии. Для этого педагогу необходимо много заниматься самообразованием, быть в курсе последних разработок. А времени на это практически нет, так как много надо писать планов-отчетов.
— Сколько вы проработали в сфере образования?
— С 1994 года по 2005. Почти десять лет. Стал в 1998 году заместителем директора по среднему профессиональному и дополнительному образованию, не прекращая преподавательской деятельности. Работа нравилась, коллектив педагогов и мастеров был замечательный. Но однажды все равно ушел.
«Готовлюсь защищать докторскую»
— Причин несколько, не все хочется озвучивать. Один умный человек сказал: «Счастливый человек тот, который утром с удовольствием идет на работу, а вечером с удовольствием возвращается домой». Я перестал ходить на работу с удовольствием. Я сам всегда стараюсь быть с людьми честным и достаточно открытым. Вот поэтому, несмотря на моих любимых учеников, уважаемых коллег-педагогов и мастеров, я ушел не только из колледжа, но и из образования вообще. За время, пока я работал в КГПК, получил уже ученую степень кандидата геолого-минералогических наук. Решил — не пропаду.
— А докторскую не планируете?
— Планирую потихоньку. Но защищать ее буду в Американской Научной Ассоциации. Иначе я зря английский выучил? — смеется. — Более престижно сейчас заграничное образование. Да и свои силы попробовать хочется. В России я уже добился многого в этом плане — по результатам защиты у меня не было ни одного черного шара — то есть вся комиссия единогласно была «за» присвоение мне степени кандидата наук. В качестве частного определения члены Ученого Совета сказали, что если бы к моей диссертации была монография, безоговорочно присвоили степень доктора наук.
«Английский за три месяца…»
— Чем занимались, когда ушли из образования?
— Опять начал все с начала. Пробовал работать в одной местной компании, но не получилось у нас деловых отношений. Опять сначала. Позволить себе сидеть на зарплате жены не мог — не мужское это дело. Стал работать мерчендайзером, тогда здесь это было в новинку, поэтому и хотелось попробовать себя в новом деле — торговле. Тем более, что начинал практически с нуля. Со временем наладил необходимые связи, создал систему работы, отработал ее и … заскучал. Но геология, как и в студенческие годы, оставалась моей страстью. Поэтому когда позвали в Евраз, пошел не раздумывая. И опять начал все с начала.
— Вас пригласили?
— Да. Ведущим минералогом. Начал развивать и притворять в жизнь идеи, долго копившиеся в моем сознании. Потом создали рудоиспытательную лабораторию, поскольку были проблемы по качеству руд, обогащению этих руд. С увеличением объемов переработки, качество руд начало оказывать большое влияние на обогатительный передел. Раньше на комбинате было некоторое разделение производственных целей между рудоуправлением и обогатительной фабрикой. Я рад, что в этом есть и моя заслуга. Кроме того, я частенько отправлял свои идеи руководству КГОКа, участвовал в разных конкурсах. И в 2012 году прошел отборочный конкурс для обучения в Сколково.
— Сколково?
— Да, там учили молодых эффективно управлять в проекте «новые лидеры Евраза». И меня позвали, потому что заявили, что это уже неприлично, дважды выигрывать и не ездить туда. Обучали нас иностранные преподаватели, а я немецкий-то с грехом пополам знаю. А тут… В общем, английский сносно за три месяца выучил. Изъясняться с американцами мог так, чтобы мы понимали друг друга на языке инженеров, а не просто разговорном.
— Выучили самостоятельно? — не верю я.
— Нет, у меня были американские репетиторы. Два раза в неделю по скайпу. Ну и в свободное время сам занимался. Выпустились в 2013 году. Практически сразу по выпуску из Сколково пригласили стать главным инженером Управления контроля продукции, где я сейчас и работаю. И я очень рад, что именно эта работа нашла меня также, как я ее. На своей должности я могу охватить все сферы знаний, которыми занимался много лет, кроме, пожалуй, истории. Но что-то же должно оставаться, как хобби, верно?
— А что, другого хобби у вас нет?
— Почему? Есть. Чтение. Я стараюсь следить за всеми новинками, которые выходят в области геологии, обогащения, определения качества. И еще — это моя дача. Работа на земле для меня — это лучший отдых, отключаюсь от проблем, отдыхаю душой и телом! Жаль, что времени для этого очень немного остается, но уж если вырываюсь в сад, то стараюсь использовать каждую минуту.
— Что можете пожелать нашим читателям?
— Человек всегда сам делает свою судьбу. Поэтому не будьте пассивными, не позволяйте кому бы то ни было строить ее за вас. Ищите работу не там, куда вас отправляют родители, куда диктует мода, а там, где лежит ваше сердце. Тогда и только тогда добьетесь успехов. И не забывайте о семье. Именно благодаря близким, которые прикрывают вашу спину на домашнем фронте и помогают советом или поддержкой на рабочем, можно стать большим, чем вы просто можете представить себе.
Юлия Володина, КЧ №42 от 14.10.2015
Есть ли среди вашего окружения выдающиеся люди? Позвоните в КЧ 6-50-03
Статья старая. Уже читали.
Но интересно продолжение. КЧ взяли бы свежее интервью у Василия Николаевича. Как с успехами, с докторской? Василий Николаевич действительно яркая и интересная личность. Такие статьи очень интересны.
С уважением от бывших учеников Василия Николаевича.
— скоро выборы?
Очень НАБЛЮДАТЕЛьное замечание!
Выборы следующей осенью только. Если не в губернаторы конечно )))
Завидуете ? Ёрничаете ? А Василий просто молодец и вам до него далеко …
В мэры?
ЛИСА! Ёрничаю, признаю. То, что молодец, не спорю. Но объясните, разве когда пригласили работать ведущим (не важно кем) — это начинание всего с начала? И кто пригласил? Евраз! — организация, которая борется со своими работниками подставами ! Вот если бы пригласили работать в цех благоустройства простым рабочим — вот это было бы начинание всего с начала.
P.S. Юлия Володина, с любовью к папе…
А про великолепно воспитанную «себя» могла бы и погромче написать.
ярмарка тщеславия… тьфу.. аж по глазам резь
Юрий, а Вам , видимо, завидно, что ваши родные так хорошо о Вас не пишут ? Вот Вы и бросаетесь на порядочных людей !
zero , а где логика ? Зачем государство тратило огромные деньги на обучение специалиста высокого класса , если посылать его работать не по специальности , а в угоду вам в цех благоустройства цветочки садить ?
Похоже, этот Вася из пушки по воробьям палит,зачем в нашем Мухосранске, да на старости лет, такое «многоэтажное» образование?Он что, вечный студент?
Дык лишь бы не работать. Да и времени на работе свободного много.