Не мешает ли скорочтение малышам правильно развиваться?
Я уже неоднократно слышал от преподавателей Центра ментальной арифметики Соробан и от родителей наших учеников вопрос: «Почему Школа устного счёта не вводит в программу скорочтение? Ведь сегодня это очень популярная методика». В качестве ответа я решил написать эту статью.
Давайте рассуждать. Когда речь идёт об интеллектуальном развитии детей, догма «не навреди» так же актуальна, как и в медицине. Здесь мы точно должны понимать, какие знания принесут ребёнку максимальную пользу, а что может оказаться для него вредным.
Скорочтение – что это такое?
Это способнотсь воспирнимать текст по клюечвым словам, опуксая подробности. Это замечательно. Но только с одной стороны. Если же вникнуть… Обратите винмание на количесвто ошибок в превом предлежении этого абазца.
Будучи грамотным, читая обычным способом (все слова текста) вы наверняка не сразу заметили ошибки. Это потому, что люди читают автоматически. И всё-таки мы натыкаемся на ошибки. Скорочтение основано на выхватывании из текста ключевых слов, но не предусматривает анализ правильности их написания. В результате в памяти может отложиться слово, написанное не верно. Человек станет употреблять его в таком виде и прослывёт неграмотным, даже если является очень умным, образованным и начитанным.
Как традиционная школа учила нас писать красиво и грамотно? Сначала было слово! Мы много читали, проговаривая слова. И в результате, когда сотни раз в романе на 500 страниц было прочитано слово «дышит», встретив где-то «дышЫт», нам становится некомфортно. Согласны?
Мы запоминали слова визуально. Мозг немедленно реагирует, если написанное не совпадает с отложенным в памяти образом, тем самым страхует нас от совершения ошибок. Представьте теперь, что вы прочли тот же роман за несколько часов методом скорочтения. Улучшит ли это вашу грамотность? Если научить маленького ребёнка быстро читать по ключевикам, станет ли он писать без ошибок?
Не спорю, у скорочтения есть свои плюсы. Оно даёт возможность быстро читать объёмные произведения, понимая их содержание и смысл. А как же метафоры, художественные описания, которые делают нашу речь и внутренний мир намного ярче, богаче? Возьмите хоть «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя. Пробежав по страницам произведения по диагонали, мы узнаём следующее:
- Вакула хочет жениться на Оксане;
- она соглашается при условии, что он раздобудет для неё туфли самой царицы;
- запорожские казаки помогли Вакуле решить проблему.
Но мы не сможем оценить сочное описание автором полёта Вакулы на чёрте, пропустим подробности, связанные с национальными традициями празднования Рождества, не посмеёмся вместе с героями в неторопливых диалогах. «За кадром» останется оригинальный, самобытный язык одного из величайших писателей.
Метод Соробан чем-то схож с методикой скорочтения. Образы – вот что объединяет эти два вектора обучения. В случае с быстрым чтением это изображение слов, а в Соробане – числовых косточек на абаке. Разница в том, что ментальная арифметика – метод динамичного развития. Он не ограничивается конкретным навыком и постоянно тренирует мозг.
Вернёмся к главному вопросу – почему в Школе «Соробан» не обучают детей скорочтению.
Объясню. Цель любого обучения – чтобы ребёнок правильно понял и усвоил знания. И здесь не важно, с какой скоростью он прочёл учебник. Но, как родитель, как педагог, я стремлюсь к гармоничному развитию ребёнка. Скорочтение под этот критерий не попадает. И вот почему.
Как я уже говорил, изображение слова в скорочтении бездейственно. Мы видим образ и запоминаем его. Это отличный способ обучения, если вы уверены, что все слова записаны верно. Но в современных издательствах не настолько пекутся о грамотности, чтобы иметь в штате профессиональных корректоров текста. Обучаясь на таких книгах, дети растут неграмотными. Кому это нужно?
Поэтому пусть лучше ребёнок читает классику в полном формате, ночи напролёт проводит с книжкой и фонариком под одеялом. Так он сумеет сделать правильные выводы о трагической любви Ромео и Джульетты, о том, что уйти из жизни их заставила не какая-то прихоть или мода на самоубийство, а непреодолимые препятствия на пути к счастью.
Скорочтение может освоить любой взрослый. Пусть ваш ребёнок сам решит, когда вырастет, нужно ли ему уметь быстро читать.
В способе чтения, по ключевым словам, «Сказка про Колобка» будет выглядеть примерно так: «Тесто. Колобок. Ушёл. Лиса». Представьте, что ваш ребёнок в будущем рассказывает своим детям (вашим внукам) сказку из четырёх слов. Печально, не правда ли? Но именно к этому приведёт скорочтение, если обучить ему малыша до того, как он научится осознанно читать.
В какой профессии полезна способность скорого чтения? Умение выделять главное из большого объема информации может пригодиться продавцу книжного магазина, журналисту… Сходу и не придумаешь, где ещё…
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! СКОРОЧТЕНИЕ ПОЛЕЗНО, НО САМОЕ РАННЕЕ, КОГДА ОНО МОЖЕТ ПРИГОДИТЬСЯ РЕБЁНКУ – ЭТО СТАРШИЕ КЛАССЫ. КОГДА МАЛЫШ ПОВЗРОСЛЕЕТ, ОН И САМ СМОЖЕТ ПОНЯТЬ, КАКИЕ НАВЫКИ ЕМУ НУЖНЫ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ, И СДЕЛАТЬ ДЛЯ СЕБЯ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР. А ПОКА ПОЗВОЛЬТЕ ДЕТЯМ ОКУНУТЬСЯ В ВОЛШЕБНЫЙ МИР ЛИТЕРАТУРЫ, ИЗЯЩНОГО СЛОВА.
В заключение хочу добавить, что занятия ментальным счётом в Школе Соробан способствуют развитию у детей обоих полушарий головного мозга. Это позволяет в равной степени использовать аналитические возможности ума и образное мышление. Представляете, насколько ярче, эмоциональнее сможет представить себе ребёнок литературные образы. Развитая фантазия даст возможность ему стать участником необыкновенных приключений героев книг, вместе с ними любить, учиться доброте, совершать хорошие поступки. А мы (команда «Соробан») уверены, что наших учеников ждёт блестящее будущее!