Уникальные дети Качканара, ч. 1
Что их заставляет постоянно работать над собой, почему им всегда хочется добиваться чего-то нового? Закулисье конкурса «Звездочки Евраза»
ДМИТРИЙ ПОПОВ: Я уже не представляю свою жизнь без музыки!
Специальный приз в номинации «Вокал»
Есть дети, которые ждут — не дождутся, когда эти сольфеджио и «музлитры» закончатся, после выпускного с радость сдают ноты и больше к инструменту не подходят. Дмитрий не из таких! Он не только ходил еще год в любимую «музыкалку», участвовал в концертах, ездил на конкурсы, и кроме всего этого, дал свой сольный концерт. Зал был полон.
Дмитрий — выпускник музыкальной школы. Закончил ее еще в прошлом году по классу скрипки, но учась в 8 классе образовательной школы, еще год ходил заниматься музыкой.
— В конкурсе «Звездочки Евраза» я участвую уже во второй раз. Первый в 2014 году. Первое участие было не таким удачным, я прошел в Тагил, но, к сожалению, там ничего не занял. Но мне все равно очень понравилось. Такой красивый большой зал, много зрителей.
Изначально говорили, что в каждой номинации будет один победитель. Организаторы добавили еще два спецприза, которыми отмечали тех, кто им особенно понравился. Я и качканарец Макар Воронин были отмечены жюри в номинации «Инструментальная музыка».
— Что ты исполнял?
— Я играл «Непрерывное движение» Новачека. Это такое быстрое, динамичное произведение.
— Волновался?
— Больше за звук. За то, чтобы было правильно выстроено соотношение скрипки и фонограммы, я играл не под живое сопровождение аккомпаниатора. А, знаете, правильно выстроенный звукооператором звук — это немаловажная часть успешного выступления!
— Скажи, какие у тебя планы на будущее?
— Планирую поступление, в Краснотурьинск, в музыкальное училище. Я уже не представляю свою жизнь без музыки!
— А после окончания вернешься в Качканар?
— Я уже сейчас мечтаю о консерватории, а после окончания училища, думаю, буду уже думать о поступлении всерьез.
МАКАР ВОРОНИН: Хочу выиграть в конкурсе в следующем году
Специальный приз в номинации «Инструментальная музыка»
Серьезный молодой человек. На конкурсе выступал, исполняя произведение на баяне. Гладя на Макара, трудно представить в его руках другой инструмент. А вот баян, это его, Макаров инструмент, верный его друг и товарищ.
— Давно играешь на баяне?
— В музыкалку пошел еще в детском саду, а на баяне играю с первого класса школы, уже 6 лет получается.
— В конкурсе участвуешь впервые?
— Да. Я хотел еще в прошлом году, но получилось так, что мы пропустили время подачи заявки, а в этом году уже более внимательно к этому отнеслись и вот, я прошел в финал и даже взял спецприз.
— А откуда узнал о конкурсе?
— Учительница по баяну Лидия Ивановна Пименова предложила. У меня папа работает в Евразе.
— Волновался перед выступлением?
— Моя практика показала, что вообще не надо волноваться. Это только мешает. Переволнуешься и потом не сыграешь, как следует.
— Это-то все понимают! Но как заставить себя не волноваться?
— Я решил, что волноваться не буду, и не волновался. Решил и все! Зачем себе только мешать?
— С чем и как ты выступал?
— Я играл пьесу «Волжаночка» Владимира Мотова. Произведение в народном стиле. Честно могу сказать, что в игре недочеты были. Мог бы и получше — так сказал я себе, когда доиграл и встал. Потом я пошел в зал смотреть концерт дальше, там были мои мама и папа.
— А баян, как в этом случае? Можно его оставить где-то за сценой?
— Нет, я баян нигде не оставляю. Прямо так с баяном и пошел сидеть в зал, он со мной был, концерт смотреть никак не мешал.
— Самое яркое ощущение от конкурса?
— Меня удивил сам Дворец культуры, его масштабы, его красота. Вокруг ощущение праздника.
— Какие планы на будущее?
— Не знаю… Продолжать учиться на отлично и в следующем году выиграть в этом конкурсе!
ПОЛИНА РУПАСОВА: Я стану певицей!
Специальный приз в номинации «Вокал»
Полина занимается вокалом не первый год. Она долго вспоминает, когда же начала петь:
— Наверное, где-то с трех лет. Пою уже лет семь или даже восемь! Занимаюсь вокалом у Татьяны Николаевны Новгородовой.
В конкурсе «Звездочки Евраза» участвует уже второй раз. В прошлом году прошла в финал, выступала в гала-концерте, который проходил в большом зале Дворца культуры Евраз НТМК. Но не выиграла.
Полина не теряла времени даром, и в этом году ей удалось взять специальный приз. Полина хочет использовать подаренный сертификат магазина для покупки нового сотового телефона.
— В прошлом году я выступала одна, а в этом году я ездила с девчонками из «Конфетти». Они здорово поддержали меня своим танцем.
Мы приехали, зашли во Дворец культуры, и меня поразило это огромное, красивое здание. Там было много красивых картин. Столько людей! Я обрадовалась тому, что в этом году нам досталась та же самая гримерная, как и в прошлом. От этого стало как-то спокойно, привычно, что ли.
— Ты волновалась?
— Мы давно уже репетируем этот номер, выступали уже с ним. Последний раз — на нашем Дне города на сцене Дворца культуры. Я волновалась очень сильно, особенно за то, что в программе концерта было много вокальных номеров. И они были очень интересные, достаточно профессиональные.
— А твой руководитель?
— Думаю, она тоже волновалась. Она всегда стоит за сценой и громко поет вместе со мной. Я иногда её слышу, мне это помогает, знаю, что она рядом. Перед выступлением она повторяла со мной слова и постоянно говорила: «Не волнуйся, ты все сможешь!». А когда спела, ушла со сцены она сказала: «Молодец! Спела чисто, настроение передала, все рассказала. Умничка!».
— В будущем кем ты хочешь быть, о чем мечтаешь?
— Я стану певицей!
АЛИНА ХАМАТОВА: Дальше я буду танцевать.
Первое место в номинации «Танец»
История победы Алины уникальна, до мурашек. У всех участников всех номинаций есть руководители, наставники, взрослые помощники. Номер, с которым она победила, придумала сама.
Конечно, Алина занимается танцами, и не первый год. И у неё есть руководитель, о котором она с большим жаром рассказывает. Но придумать, разучить и исполнить народный танец «Лезгинка» она смогла самостоятельно.
— Она ею грезила, — говорит мама Эльмира, — все время смотрела разные видео, разучивала движения. Каждый день, каждый день! Постоянно переделывала, что-то не получалось. А спросить не у кого, в Качканаре никто не преподает лезгинку. Там же особая пластика, иные движения.
— Алина, откуда ты узнала о конкурсе?
— Папа пришел с работы и рассказал о нем. Он работает в ГОКе, пришел и говорит: «Попробуй!». Вообще это мое третье выступление на этом конкурсе. Первый танец был Татарский, с ним я ничего не заняла, второй раз я приехала с «Барыней», мне дали спецприз. Те танцы я разучивала уже готовые по интернету. Это были, хоть и сольные, но не совсем мои танцы. А в этом году я решила сама придумать идею танца, концепцию выступления, сама складывала отдельные движения, элементы в одну мысль.
— Неужели это просто сделать самой?
— Совершено самой, конечно, невозможно. Я вообще занимаюсь танцами с трех лет в студии «Радость» у Светланы Петровны Бабенко. Это она меня уже много лет учит искусству танца.
— А лезгинка — это чей народный танец?
— Это танец кавказских народов. Её танцуют и грузины, и чеченцы. У всех она разная, есть специфические отличия.
Этимология слова «лезгинка»: корень у нее «лек», что в переводе означает «орел». Лезгинка — это «танец орла». Вспомните положение рук танцора — в танце они имитируют орлиные крылья.
— Долго учила танец?
— С лета учила. Сначала я выступила с ним на «Качканарских звездочках». Получила Гран-при. Потом, после выступления во второй школе на отборочном этапе «Звездочек Евраза» у меня появилась идея усложнить этот танец. Я добавила крутку на коленях по кругу и один прыжок с переворотом. У меня до последнего дня не получалось одно движение. Знаете, я, когда танцевала «Лезгинку» на сцене второй школы, это был более простой вариант. Когда я узнала, что прошла в финал, стала постоянно повторять, и при этом меня мучила одна мысль, одна идея. Я хотела добавить в танец сложный элемент. Надо было решиться — успеть его разучить и правильно ввести в танец. Я даже в последний день перед выступлением не смогла его сделать, видимо мне места не хватало рассчитать и развернуться. На сцене я сделала все, как задумала!
— Ой, это отдельная история — история рождения танца,- говорит мама. — Это же муки. И не только для Алины, для всех.
Алина смеётся.
— Да, у меня вообще сначала многое не получалось. Там же сначала медленно. Это еще, куда ни шло, а потом же все быстрее и быстрее. Музыка к концу совсем ускоряется и все. Прямо ничего не получалось. Решила бросить.
— Говорит, — продолжает с чувством мама, — «Все, не буду», мы её давай успокаивать, она: «Нет, отстаньте от меня, ничего не получается!»
— Мама потом все-таки сказала: «Давай-ка попробуем еще раз». Она как-то смогла меня уговорить и я снова начала трудиться.
— Она же не просто танцует. Я снимаю на видео, Алина потом просматривает десятки раз, останавливает, перематывает, разбирает ошибки. Переделывает движение, через несколько дней снова танцует, я снова снимаю.
— А где ты учишь танец?
— Прямо здесь дома…
— Бедные наши соседи, — говорит мама Алины, — это же все учится здесь дома, как они терпят. С «танцевального» приходит и начинает. И не пять минут, а по часу, а иногда и больше. Знаете, они отличаются огромным терпением, еще ни разу не сказали нам ничего плохого по поводу шума.
Наверное, соседи чувствовали или знали, что сверху над ними живет не просто домашний топотун, а танцовщица с большой буквы и победительница.
— О чем твой танец, Алина?
— Вначале играет спокойная плавная музыка. Я выхожу в красивом женском образе. Я девушка-лебедь. Сама же идея лезгинки такова, что мужчины там орлы, а девушки плавны и грациозны, словно лебеди. На мне женский национальный костюм. Я танцую и вдруг, резко в одну секунду меняется музыка, я срываю платье и превращаюсь в парня.
— Идея отлична. А каково её было претворить в костюме?
— Костюм тоже искали по интернету, кое-что придумывали сами с мамой.
— А потом все доделала, додумала наша швея-мастерица, — рассказывает мама Алины, — Она все сшила так, что превращение стало возможным. Мы даже сначала хотели танцевать танец в балетках. Где взять национальную обувь? А она нам даже ичиги сшила. И черкеска получилась как настоящая. Мы вложили немалые деньги, но мы очень довольны результатом. И дело даже не в том, что это окупилось победой. Благодаря костюму танец получился настоящий, он «выстрелил»!
— А в следующем году будешь участвовать в этом конкурсе?
— Нет. Там по условиям конкурса победитель номинации больше не имеет право в ней же участвовать.
Мама шутит:
— Ну, разве что, пойдем в художественную номинацию и что-нибудь нарисуем! — а потом добавляет серьезно: — Знаете, чтобы ребенок чего-нибудь достиг в жизни, надо постоянно в него вкладывать не только любовь, а еще время и стремление. Надо, чтобы у него к жизни был интерес.
— Алина, а что будет в твоей жизни дальше?
— Я мечтаю стать хореографом.
— Ей, когда на сцене вручали первое место, один из членов жюри сказал: «Тебе в хореографическое училище поступать нужно». Я смотрю с зала, ей что-то на ушко шепчут, что-то говорят.
— Конечно, я добилась успеха благодаря не только своим силам, меня много научила и продолжает учить мой хореограф Светлана Петровна. Она учит правильно стоять, правильно себя вести во время танца. Танец — это не просто движение, это эмоции. Она учит нас быть, прежде всего, артистами. Музыка вдруг оборвалась — продолжай, упал — не теряйся. Надо не просто танцевать, надо говорить со зрителем, это её слова.
— Она у них как вторая мама, — продолжает мама. — Учит их трудиться и во всем помогает.
— Значит, все получилось, все случилось так, как надо?
— Не совсем. Папа был в командировке. Он не видел мое выступление, из-за этого так переживал, и мне его так не хватало… Вы спросили, что будет дальше. Дальше я буду танцевать!
Продолжение следует…
Ольга Радченко. Все удивительные истории детей не вошли в этот номер, поэтому в следующем я расскажу еще несколько. Жду ваши комментарии и отзывы. Звоните 6-50-03.
Статья из КЧ №24 от 14.06.2017
У меня к Вам вопрос. Есть ли у Вас какой-нибудь психологически правильный ответ ребёнку бывшему номинанту (или будущему) вашего конкурса — почему он не сможет участвовать в данном конкурсе по причине сокращения (оптимизации!) его родственников ? Ну и сразу второй вопрос: А что уникальными детьми в Качканаре могут быть только дети работников Евраза ?