Коллекционеры предметов старины в Качканаре
Стиль их жизни — походы, изучение истории родного края и коллекционирование раритетных вещей. В домашней коллекции Михаила Хоруженко больше тридцати самоваров и утюгов. Возраст некоторых экземпляров насчитывает несколько сотен лет. Сергей Соловьев увлекается сбором редких камней и минералов. Благодаря своему хобби, он знает, какие драгоценности можно найти вблизи Качканара
В руках у Сергея Соловьева — окаменевший кусок раковины. Ему, предполагает мужчина, может быть несколько сотен тысяч лет. /фото Елены Ходыревой |
Кто жил тысячу лет назад в наших окрестностях? Что можно найти на горе Качканар? Чем люди, которые жили в позапрошлом веке, гладили одежду? Где на Урале можно найти малахит и золото? Что было раньше на месте Качканара? Работники комбината Михаил Хоруженко и Сергей Соловьев знают ответы на эти вопросы. Больше десяти лет они изучают историю родного края, периодически ходят в походы и собирают редкие вещи.
Наконечник стрелы и осколки доисторической посуды
Одной своей исторической находкой Михаил Хоруженко и Сергей Соловьев гордятся больше всего — это наконечник стрелы, найденный ими на ритуальной скале. Сама скала располагается на горе Качканар, ее, по словам Михаила Васильевича, возможно увидеть прямо из города, встав в районе Управления комбината.
— Залезть на нее очень трудно. Высотой она примерно с пятиэтажный дом, — рассказывает мужчина, увлекающийся краеведением. — Примерно 2-3 тысячи лет назад шаманы совершали на этой скале специальные обряды. Сюда они приносили подарки для своих богов — сосуды, наполненные медом, лучшими кусками мяса, ягодами, рыбой. На вершине ритуальной скалы они жгли костры, читали молитвы. Судя по метровому слою золы, можно сделать вывод, что обряды проводились в этом месте на протяжении нескольких десятилетий, а то и сотен лет.
В руках у Сергея Соловьева — окаменевший кусок раковины. Ему, предполагает мужчина, может быть несколько сотен тысяч лет. /фото Елены Ходыревой |
Эти знания, говорит Михаил Хоруженко, он почерпнул из различных книг о краеведении, которые имеются в городской библиотеке. Несколько лет назад, забравшись на ритуальную скалу, его знакомый Сергей Соловьев обнаружил в золе странный предмет, рассмотрев который краеведы пришли к выводу, что это самый настоящий наконечник стрелы.
— Вполне возможно, что доисторические люди принесли в жертву богам какое-то животное, в теле которого и остался этот наконечник, — предполагает Михаил Васильевич.
По его словам, они неоднократно находили в районе ритуальной скалы глиняные черепки, которые, предположительно, также были изготовлены несколько тысяч лет назад. Конкретную дату изготовления сегодня назвать невозможно, так как осколки посудин ни разу не отправлялись на экспертизу. Часть черепков Михаил Хоруженко и Сергей Соловьев подарили в качестве экспонатов для школьных музеев. При этом мужчины уверены, что качканарцы могут самостоятельно найти уникальные осколки доисторической посуды в районе этой скалы.
Еще один не менее интересный экспонат в коллекции Хоруженко и Соловьева — это окаменевшие раковины, которые они нашли на берегу реки в поселке Ис.
— Раньше здесь, где мы с вами живем, было Пармское море. В нем, видимо, и обитали эти ракушки. После извержения вулкана, они окаменели в лаве. Моллюски, жившие в раковинах, погибли, а их «домики» чудом дошли до нас, — рассказывает 58-летний Михаил Васильевич.
Самовар, из которого, возможно, пила чай боярыня или купчиха и чугунные утюги
В небольшой квартире Михаила Хоруженко есть еще две нестандартных коллекции — порядка тридцати разных самоваров и больше десятка старых железных утюгов. При чем, каждый экземпляр уникален.
На одном из латунных самоваров, которым пользовались еще больше ста лет назад, с помощью лупы можно разглядеть несколько выгравированных медалей. Согласно одной из них, старинный «чайник» выставлялся в Париже. На многих экспонатах выбиты инициалы изготовителей — братьев Тейле. По данным энциклопедий, они основали свою фабрику еще в 1870 году. Следовательно, самовары, которые стоят в квартире у работника комбината на видном месте, были изготовлены еще до революции. Слова в надписях на многих экземплярах еще содержат в конце букву «Ъ».
— Значит, им не меньше ста лет. Представляете, какое это богатство? — качканарец искренне восхищается своей коллекцией.
Самовары Михаила Хоруженко. Каждый экземпляр находится в рабочем состоянии, при желании его можно ставить на стол и пить из него чай. /фото Елены Ходыревой |
Многие раритетные вещи, по словам Михаила Васильевича, сегодня исчезают бесследно. Так, рассказывает мужчина, еще несколько лет назад у приемщиков цветного металла можно было почти за бесценок купить старинный самовар.
— Первыми, как всегда, подсуетились иностранцы. Именно они начали скупать и вывозить из нашей страны вещи, которые многие россияне иначе как «старье» не называют. Примерно в то же время многие раритетные предметы быта, возраст которых исчислялся сотнями лет, бездумно переплавлялись, — вспоминает он. — Все время вспоминаю один дикий для меня случай. Работал я как-то с одним помощником с Сусьвы. Рассказываю ему о своем увлечении, а он и говорит, мол, неделю назад двое его друзей пошли в гости к одному старику. Напоили его, усыпили и украли огромный двухведерный медный самовар, который раньше стоял на вокзалах. И знаете, что они с ним сделали? Разбили, измяли кувалдой, сходили, сдали как металлолом за копейки и купили на вырученные деньги бутылку красного. Да я за этот самовар и 2, и 3 тысячи рублей отдал бы! Еще история. Родственник работает токарем и рассказал, что несколько лет назад им на переплавку привезли штук 25 самоваров. Никто не бережет нашу историю… Так и будем называться скоро — Иваны, непомнящие своего родства.
Если самовары со временем модернизировались в электрические чайники, то современный утюг почти сохранил форму своего предшественника. Раньше утюги были железными. Для того, чтобы погладить одежду, их специально раскаляли на печках. В некоторых экземплярах есть специальные отверстия, в которые закидывались горячие угли для поддержания высокой температуры. При этом, утюг конца 19 — начала 20 века похож больше всего на гирю. Вес небольшого утюжка достигал 6-7 килограмм.
Если самовары со временем модернизировались в электрические чайники, то современный утюг почти сохранил форму своего предшественника. /фото Елены Ходыревой |
— Где мы только не находили эти утюги. И в подвалах, и на чердаках, и в пунктах приема металлолома… — рассказывает Михаил Хоруженко. На некоторых утюгах можно увидеть иностранные буквы.
Еще в его коллекции старинных вещей можно найти старинный колокольчик, который в прошлом веке вешал на шею коровам, раритетный ухват для горшков, кованый еще в кузнице до изобретения сварки, фонарь для свечей, крынка для молока, которую семья Хоруженко сегодня использует под цветочный горшок.
Сотни камней — от малахита до золота
Сергей Соловьев себя специалистом по камням не считает — скромничает, однако тот факт, что в его домашней коллекции находятся больше трехсот разных видов камней и минералов — говорит сам за себя. О каждом камешке работник комбината может рассказывать часами.
— Я же не геолог все-таки, а так, любитель, — говорит он о себе.
Минералами мужчинами увлекается с шести лет. С Михаилом Хоруженко они познакомились на работе. Как-то, работая на одном электровозе, краеведы-любители разговорились и выяснили, что интересуются одним и тем же — историей родного края, с тех пор мужчины и дружат.
Урал богат камнями, говорит Сергей Соловьев. Здесь можно найти малахит, агат, золото, серебро, платину, родонит… Мужчины уверены, что традиции нашей страны необходимо хранить. Например, через увлечение краеведением или минералогию.
— Я сейчас ни один свой самовар не продам. Пусть хоть сколько мне денег за него предлагают, даже за сто тысяч не отдам.
Елена Ходырева
Смотрите также:
— Вещи из прошлого. Оренбургский самовар – бабушкин подарок
— Вещи из прошлого. Портреты Ленина и Сталина – память о прошлом
— Вещи из прошлого. Дореволюционная машинка – реликвия муниципального ателье
— Вещи из прошлого. Молитвослов на польском языке
— Вещи из прошлого. За полвека – сотни чаепитий
— Вещи из прошлого. Прялка от прабабушки и кружева матери
— Вещи из прошлого. Старинное самотканное полотенце и коллекция фотоаппаратов
— Вещи из прошлого. Олимпийский мишка – память о родителях
— Вещи из прошлого. Поднос времен Пушкина, книга на латыни, пузырек от духов
— «Гора Качканар могла быть популярной среди древних народов»