СКМ. В комбинат возьмут больше ста человек
Владимир Бобров уверен, что СКМ и Гусевогорское месторождение будут объединены в один технологический цикл. Это позволит значительно снизить себестоимость работ /фото автора
Уже сегодня ведутся работы по созданию нового карьера на горе Качканар. Почему Гусевогорское месторождение и СКМ — это одно и то же; сколько миллионов тонн руды будет добыто в новом карьере через пять лет; зачем посадят новый кедровник; почему нельзя собирать грибы на территории комбината; и чем грозит для всех жителей города сопротивление буддистов на горе. Об этом и многом другом КЧ рассказал советник управляющего директора ГОКа Владимир Бобров
— Запасы Гусевогорского месторождения были поставлены на баланс раньше. Но когда строился город, все смотрели в будущее, рассматривали возможность прироста добычи, — рассказывает Владимир Бобров.- Запасы месторождения были тогда в понимании специалистов только прогнозными. То есть, они были разбурены без постановки на баланс. Расстояние между Западным карьером и Собственным Качканарским месторождением — триста метров. Разведочные скважины СКМ из руды не вышли и можно выдвинуть гипотезу, что эти два месторождения единое целое. Поэтому можно оба месторождения называть общим: «Качканарским месторождения титаномагнетитовых руд.
По его информации, проект СКМ уже стартовал и находится в стадии реализации.
— Провели частичную сводку леса под отвалы, надо расчистить место, чтобы размещать породы вскрыши с СКМ. Мы подготовили практически всю рабочую документацию. Провели тендеры на ряд первоочередных работ, которые касаются автодорог, железных дорог. Сводка леса начнется под объекты инфраструктуры с апреля этого года. Будем готовить территорию под автодороги, линии электропередач, насосные станции и так далее. На все работы финансирование подтверждено.
— Первая руда с СКМ пойдет на склады для формирования перегрузок. Прямой отгрузки на фабрики первое время не будет. Сейчас у нас ведется добыча руды в четырех карьерах – Западном, Главном, Северном и карьере Южная залежь. Руда в карьерах однородна, но в то же время есть разница в содержании железа, ванадия по рудным телам. Нам нужно уравновесить руду по качеству перед подачей на фабрики. Нужно уравновесить объемы руды из двух месторождений и в объемных показателях, чтобы управлять себестоимостью добычи так как коэффициенты по вскрыше так же отличаются. Чтобы не терять ни рентабельность, ни качество, нам нужно к 2024 году ежегодно добывать из СКМ 13 миллионов тонн руды.
Планируется установка в карьерах циклично-поточных технологий, появятся дробильные комплексы, изменится схема транспортировки дробленой уже обогащенной руды на обогатительные фабрики.
— Мы работаем в конкурентной среде и эту конкуренцию нужно удерживать. В последние годы мы удержали ее благодаря увеличению объемов добычи на Гусевогорском месторождении. Изменили технологию вскрытия месторождения. Ушли с железнодорожной схемы вскрытия на комбинированную. Мы удержали себестоимость и мы конкурируем своей продукцией на рынке в денежном выражении.
Стратегия развития комбината с учетом вскрытия СКМ разрабатывалась весь последний год. Уже выбрана проектная организация, которая в течение года будет готовить технико-экономическое обоснование. Добыча руды примерно будет производиться в пропорциях: 50% — с Гусевогорки, 50% — с СКМ. Именно по такой логике будет развиваться комбинат.
Владимир Бобров отмечает, что запасы на Гусевогорском месторождении сокращаются, сейчас запасы составляют около одного миллиарда тонн. Но есть активные и пассивные запасы. К первым относятся вскрытые запасы, готовые отработке. К пассивным — законсервированная руда, находящаяся в перегрузках, в автодорогах, в железных дорогах.
— По нашим подсчетам, запасов руды в Качканаре хватит на 150 лет. Но, чем глубже добыча уходит с карьером, тем выше становится себестоимость работ, поскольку приходится тратить больше усилий для извлечения руды на поверхность. Именно для сохранения объемов добычи, качественных характеристик руды при оптимальной себестоимости и вводится СКМ.
Карта комбината вместе с СКМ /фото автора
— С вводом СКМ потребуются новые кадры в пределах ста тридцати человек. Это с учетом тех тринадцати миллионов тонн, на которые мы рассчитываем выйти. Мы понимаем, что у нас увеличится длина дороги, длина откатки, появится новая добывающая единица и так далее. То есть, понадобятся машинисты, геологи и прочий обслуживающий блок, который будет управлять процессом. Да, на нижних фабриках это никак не отразится, потому что им придется работать с теми же объемами, с которыми они работают сейчас.
Не исключено, что в дальнейшем на СКМ введется новый вид транспорта — подвесной конвейер, по которому дробленая руда будет транспортироваться конвейерной лентой специального профиля по подвесной дороге.
— Сложность в том, что ввод такого транспорта обойдется комбинату в дополнительные затраты, поскольку агрегат нужен довольно большой, протяженностью полтора километра. Но в дальнейшем он может быстро окупиться, так как несет минимальные эксплуатационные затраты, которые значительно отличаются от автомобильного и железнодорожного транспорта. Вариант внедрения этой технологии будет просчитываться в ближайшие годы.
Владимир Бобров затронул и общественные проблемы, связанные с СКМ. В том числе тема поселенцев на горе, которые называют себя буддистами. Их строения расположены в зоне разработки, поэтому запуск работ будет невозможен, пока на этой территории находятся люди. Поселенцы не хотят уходить с места, которое они заняли самовольно, даже после решений нескольких судов.
— Горные работы у нас ведутся со взрывами. Как только мы заходим на месторождения, нам сразу начинают мешать посторонние. Да, с бортами мы подойдем к ним только через 5-6 лет. Но с горными работами мы придем сразу, поэтому посторонних там быть не должно. Мы не можем начинать работы, пока там кто-то есть, это просто не допустят надзорные органы.
Владимир Бобров рассказывает, что Михаил Санников отвечал положительно о переезде на всех совещаниях, предприятие было готово ему в этом помогать.
— Недавно мэр Нижней Туры сделал буддистам предложение — предложил поселиться в Косье.
— Насколько известно, буддисты не против этого варианта. В поселке немало исторических мест и буддистский монастырь может привлечь туда туристов. В этом году от Нижней Туры до поселка Косья будет проложена асфальтовая дорога, и это было бы для данного варианта хорошим подспорьем. Кстати в этом году, как вы знаете с Н.Турой так же заключен договор о социальном партнерстве, и уже Евраз выделил деньги для строительства в поселке детской площадки так необходимой для ребят поселка.
Территория в радиусе трехсот метров вокруг СКМ станет небезопасной зоной из-за ведения взрывных работ, будут выставлены аншлаги «Проход запрещен».
— Я сам грибник и никогда не покупаю грибы на рынке, — признается Владимир Бобров. — Можно часто увидеть вдоль шоссе стоящие машины и грибников, собирающих грибы у дорог. И давно из прессы известны исследования, что грибы накапливают тяжелые металлы. Поэтому мне не хочется покупать на рынке грибы, которые могли быть собраны у дорог, где оседают выхлопы. Да, мы производим взрывы, и у нас происходит выброс газа. Не исключено, что эти продукты взрывания также накапливаются в грибах. Но дополнительных исследований на эту тему не проводилось. Тут надо учитывать расстояние, ветер и много других факторов. Но я бы не рекомендовал собирать грибы в районе горных работ.
Параллельно с СКМ осуществляется проект по реконструкции и расширению хвостохранилища. Этот проект намного сложней в технических решениях (большой объем складирования и индивидуальный фракционный состав хвостов), чем проект СКМ первого этапа, поэтому ему уделяется не меньшее внимание. Мы будем строить: новый отсек для складирования хвостов обогащения; сгустители; фабрику гидроциклонирования и шламопроводы, но будем продолжать использовать и действующий шламоотстойник. Сейчас параллельно ведутся работы по реконструкции действующих насосных станций с подготовкой проектной документации. Кроме этого, реконструкция хвостохранилища учитывает и 100 % использование дренажных вод внутри комбината. Будут устранены все возможные стоки технической воды в реку Выя, сократится забор свежей воды из городского пруда – эта работа на экологию.
— Кедр плодоносит в определенном возрасте. Если раньше людей останавливали посты лесников, не допуская в кедровник, то теперь этих постов нет, потому что охранять толком нечего. Временной фактор этого кедровника, как плодоносящего, прошел. Второй факт, который повлиял на кедровник, — это соседство с Западным карьером. Вода стала скатываться с горы быстрее, кедры стали меньше ее получать. Но не все так плохо. Мы рассматриваем вопрос о посадке нового кедровника, чтобы возместить выход старого. Место для нового кедровника пока не выбрано. Возможно, общественность подключится с предложениями.
Иван Стрыков
Статья из КЧ №13 от 03.04.2019
Хорошая новость. Новые рабочие места, отчисление в бюджет — это всегда приятно читать. Да и инвесторы подтянуться. Главное чтоб не останавливаться на этом. Один карьер хорошо а три-пять лучше. Я например занимаюсь грузоперевозками. Перевозим и стройматериалы и многое другое. Значит и мне будет дополнительная работа. Значит налогов будет больше.Все на благо нашей Ролины
«Все на благо нашей Ролины»
Вы это всерьез?!
Боту какая разница, что царапать
Отдельные дробильные комплексы на карьерах? эхммм … Подвесной конвейер?? ээээ… Посадка нового кедровника??? … Однако, сказочной дедушко, в Евразе любят таких)))