СКМ. В комбинат возьмут больше ста человек


Владимир Бобров уверен, что СКМ и Гусевогорское месторождение будут объединены в один технологический цикл. Это позволит значительно снизить себестоимость работ /фото автора

Уже сегодня ведутся работы по созданию нового карьера на горе Качканар. Почему Гусевогорское месторождение и СКМ — это одно и то же; сколько миллионов тонн руды будет добыто в новом карьере через пять лет; зачем посадят новый кедровник; почему нельзя собирать грибы на территории комбината; и чем грозит для всех жителей города сопротивление буддистов на горе. Об этом и многом другом КЧ рассказал советник управляющего директора ГОКа Владимир Бобров

— Запасы Гусевогорского месторождения были поставлены на баланс раньше. Но когда строился город, все смотрели в будущее, рассматривали возможность прироста добычи, — рассказывает Владимир Бобров.- Запасы месторождения были тогда в понимании специалистов только прогнозными. То есть, они были разбурены без постановки на баланс. Расстояние между Западным карьером и Собственным Качканарским месторождением — триста метров. Разведочные скважины СКМ из руды не вышли и можно выдвинуть гипотезу, что эти два месторождения единое целое. Поэтому можно оба месторождения называть общим: «Качканарским месторождения титаномагнетитовых руд.

По его информации, проект СКМ уже стартовал и находится в стадии реализации.

— Провели частичную сводку леса под отвалы, надо расчистить место, чтобы размещать породы вскрыши с СКМ. Мы подготовили практически всю рабочую документацию. Провели тендеры на ряд первоочередных работ, которые касаются автодорог, железных дорог. Сводка леса начнется под объекты инфраструктуры с апреля этого года. Будем готовить территорию под автодороги, линии электропередач, насосные станции и так далее. На все работы финансирование подтверждено.

По лицензионному соглашению, комбинат должен начать добычу руды на СКМ до первого января 2021 года. Вскрытие первой руды начнется раньше — уже в августе 2020 в это время заходим с горными работами на месторождение.

— Первая руда с СКМ пойдет на склады для формирования перегрузок. Прямой отгрузки на фабрики первое время не будет. Сейчас у нас ведется добыча руды в четырех карьерах – Западном, Главном, Северном и карьере Южная залежь. Руда в карьерах однородна, но в то же время есть разница в содержании железа, ванадия по рудным телам. Нам нужно уравновесить руду по качеству перед подачей на фабрики. Нужно уравновесить объемы руды из двух месторождений и в объемных показателях, чтобы управлять себестоимостью добычи так как коэффициенты по вскрыше так же отличаются. Чтобы не терять ни рентабельность, ни качество, нам нужно к 2024 году ежегодно добывать из СКМ 13 миллионов тонн руды.

Планируется установка в карьерах циклично-поточных технологий, появятся дробильные комплексы, изменится схема транспортировки дробленой уже обогащенной руды на обогатительные фабрики.

— Мы работаем в конкурентной среде и эту конкуренцию нужно удерживать. В последние годы мы удержали ее благодаря увеличению объемов добычи на Гусевогорском месторождении. Изменили технологию вскрытия месторождения. Ушли с железнодорожной схемы вскрытия на комбинированную. Мы удержали себестоимость и мы конкурируем своей продукцией на рынке в денежном выражении.

И даже в пресловутом 2008 году мы были единственным горнорудным предприятием в России, которое работало не в убыток. Но сейчас подошло время перемен и, в том числе, вскрытия СКМ.

Стратегия развития комбината с учетом вскрытия СКМ разрабатывалась весь последний год. Уже выбрана проектная организация, которая в течение года будет готовить технико-экономическое обоснование. Добыча руды примерно будет производиться в пропорциях: 50% — с Гусевогорки, 50% — с СКМ. Именно по такой логике будет развиваться комбинат.

Владимир Бобров отмечает, что запасы на Гусевогорском месторождении сокращаются, сейчас запасы составляют около одного миллиарда тонн. Но есть активные и пассивные запасы. К первым относятся вскрытые запасы, готовые отработке. К пассивным — законсервированная руда, находящаяся в перегрузках, в автодорогах, в железных дорогах.

— По нашим подсчетам, запасов руды в Качканаре хватит на 150 лет. Но, чем глубже добыча уходит с карьером, тем выше становится себестоимость работ, поскольку приходится тратить больше усилий для извлечения руды на поверхность. Именно для сохранения объемов добычи, качественных характеристик руды при оптимальной себестоимости и вводится СКМ.


Карта комбината вместе с СКМ /фото автора

Если не разрабатывать новое месторождение, комбинат в итоге начнет работать себе в убыток. По пессимистичным прогнозам, это может привести к закрытию предприятия уже в 2030 году.

— С вводом СКМ потребуются новые кадры в пределах ста тридцати человек. Это с учетом тех тринадцати миллионов тонн, на которые мы рассчитываем выйти. Мы понимаем, что у нас увеличится длина дороги, длина откатки, появится новая добывающая единица и так далее. То есть, понадобятся машинисты, геологи и прочий обслуживающий блок, который будет управлять процессом. Да, на нижних фабриках это никак не отразится, потому что им придется работать с теми же объемами, с которыми они работают сейчас.

Не исключено, что в дальнейшем на СКМ введется новый вид транспорта — подвесной конвейер, по которому дробленая руда будет транспортироваться конвейерной лентой специального профиля по подвесной дороге.

— Сложность в том, что ввод такого транспорта обойдется комбинату в дополнительные затраты, поскольку агрегат нужен довольно большой, протяженностью полтора километра. Но в дальнейшем он может быстро окупиться, так как несет минимальные эксплуатационные затраты, которые значительно отличаются от автомобильного и железнодорожного транспорта. Вариант внедрения этой технологии будет просчитываться в ближайшие годы.

Владимир Бобров затронул и общественные проблемы, связанные с СКМ. В том числе тема поселенцев на горе, которые называют себя буддистами. Их строения расположены в зоне разработки, поэтому запуск работ будет невозможен, пока на этой территории находятся люди. Поселенцы не хотят уходить с места, которое они заняли самовольно, даже после решений нескольких судов.

— Горные работы у нас ведутся со взрывами. Как только мы заходим на месторождения, нам сразу начинают мешать посторонние. Да, с бортами мы подойдем к ним только через 5-6 лет. Но с горными работами мы придем сразу, поэтому посторонних там быть не должно. Мы не можем начинать работы, пока там кто-то есть, это просто не допустят надзорные органы.

— В 2014 году Михаил Васильевич (Санников, главный буддист) дал согласие на переезд в район горы Мохнатки, которая находится вне горного отвода предприятия. Он подтвердил это письменно, ему была выделена земля. Он взял безвозмездно эту землю в аренду на 49 лет. Но внезапно он взял и отказался от этого.

Владимир Бобров рассказывает, что Михаил Санников отвечал положительно о переезде на всех совещаниях, предприятие было готово ему в этом помогать.

— Недавно мэр Нижней Туры сделал буддистам предложение — предложил поселиться в Косье.

— Насколько известно, буддисты не против этого варианта. В поселке немало исторических мест и буддистский монастырь может привлечь туда туристов. В этом году от Нижней Туры до поселка Косья будет проложена асфальтовая дорога, и это было бы для данного варианта хорошим подспорьем. Кстати в этом году, как вы знаете с Н.Турой так же заключен договор о социальном партнерстве, и уже Евраз выделил деньги для строительства в поселке детской площадки так необходимой для ребят поселка.

Территория в радиусе трехсот метров вокруг СКМ станет небезопасной зоной из-за ведения взрывных работ, будут выставлены аншлаги «Проход запрещен».

Возможно ли собирать в этой зоне грибы?

— Я сам грибник и никогда не покупаю грибы на рынке, — признается Владимир Бобров. — Можно часто увидеть вдоль шоссе стоящие машины и грибников, собирающих грибы у дорог. И давно из прессы известны исследования, что грибы накапливают тяжелые металлы. Поэтому мне не хочется покупать на рынке грибы, которые могли быть собраны у дорог, где оседают выхлопы. Да, мы производим взрывы, и у нас происходит выброс газа. Не исключено, что эти продукты взрывания также накапливаются в грибах. Но дополнительных исследований на эту тему не проводилось. Тут надо учитывать расстояние, ветер и много других факторов. Но я бы не рекомендовал собирать грибы в районе горных работ.

Параллельно с СКМ осуществляется проект по реконструкции и расширению хвостохранилища. Этот проект намного сложней в технических решениях (большой объем складирования и индивидуальный фракционный состав хвостов), чем проект СКМ первого этапа, поэтому ему уделяется не меньшее внимание. Мы будем строить: новый отсек для складирования хвостов обогащения; сгустители; фабрику гидроциклонирования и шламопроводы, но будем продолжать использовать и действующий шламоотстойник. Сейчас параллельно ведутся работы по реконструкции действующих насосных станций с подготовкой проектной документации. Кроме этого, реконструкция хвостохранилища учитывает и 100 % использование дренажных вод внутри комбината. Будут устранены все возможные стоки технической воды в реку Выя, сократится забор свежей воды из городского пруда – эта работа на экологию.

На горе Качканар растет кедровник. Многие жители задаются вопросом, сохранится ли он при разработке СКМ.

— Кедр плодоносит в определенном возрасте. Если раньше людей останавливали посты лесников, не допуская в кедровник, то теперь этих постов нет, потому что охранять толком нечего. Временной фактор этого кедровника, как плодоносящего, прошел. Второй факт, который повлиял на кедровник, — это соседство с Западным карьером. Вода стала скатываться с горы быстрее, кедры стали меньше ее получать. Но не все так плохо. Мы рассматриваем вопрос о посадке нового кедровника, чтобы возместить выход старого. Место для нового кедровника пока не выбрано. Возможно, общественность подключится с предложениями.


Иван Стрыков

Статья из КЧ №13 от 03.04.2019

  •  
  • 8
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Мнение авторов статей может не совпадать с позицией редакции.

Система Orphus Обнаружили орфографическую ошибку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter






Комментарии посетителей сайта являются исключительно их личным мнением и могут не совпадать с мнением редакции.

  1. Аватар Андрей:

    Хорошая новость. Новые рабочие места, отчисление в бюджет — это всегда приятно читать. Да и инвесторы подтянуться. Главное чтоб не останавливаться на этом. Один карьер хорошо а три-пять лучше. Я например занимаюсь грузоперевозками. Перевозим и стройматериалы и многое другое. Значит и мне будет дополнительная работа. Значит налогов будет больше.Все на благо нашей Ролины

  2. Аватар Транзитный пассажир:

    «Все на благо нашей Ролины»

    Вы это всерьез?! laugh

  3. Аватар }{AM:

    Вы это всерьез?!

    Боту какая разница, что царапать

  4. Daimann Daimann:

    Отдельные дробильные комплексы на карьерах? эхммм … Подвесной конвейер?? ээээ… Посадка нового кедровника??? … Однако, сказочной дедушко, в Евразе любят таких)))

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.