Андрея и Аню бросили родители. Акция «Подари тепло семьи»
Из 37 детей, живущих сегодня в детском доме Качканара, о попадании в новую семью мечтают единицы. Большинство категорически отвергают мысль переезда из казенных стен, ставших за несколько лет родными. Некоторые из детей отказываются от знакомства с потенциальными родителями, потому что уже «обожглись» — пожили в приемной семье, но взрослые вернули их в детдом.
Причин такому явлению, по мнению администрации учреждения, множество — врожденные заболевания и патологии развития, привычки, приобретенные в годы жизни в родной семье, а также непростые характеры мальчиков и девочек, перенесших в очень юном возрасте драму — изъятие из семьи.
Бывают случаи, когда дети сами уходят от своих опекунов. Они возвращаются в детдом и объясняют это тем, что новая жизнь и её распорядки пришлись им не по душе.
Относительно благополучно сложилась судьба 15 воспитанников детского дома, которые за последние пять лет ушли к новым мамам и папам. Относительно — потому что ни в одном случае нет однозначной гарантии того, что ребенок приживется. Порой, аргументируют в детдоме, дети проживают в новой семье 2-3 года и взрослые искренне верят, что адаптация прошла хорошо, и их новый член семьи — родная душа. Однако, когда на горизонте возникает какая-либо проблема, усыновители идут на попятную и возвращают, казалось бы, «свое» чадо в ряды социальных сирот.
Именно поэтому из общего числа детдомовцев, настоящими дочками и сыновьями мечтают стать немногие.
«Нравится человек — мяукает, не нравится — гавкает»
О том, какими дети могут попасть в детдом из родной семьи, директор учреждения Марина Кочкарева знает не понаслышке. В основном, рассказывает она, они исхудавшие, подавленные, нередко имеют хронические болезни.
Однако есть и отдельные случаи, когда маленькие качканарцы, живя с мамой и папой, становятся подобными «детьми-маугли». Такой в практике директора Марины Кочкаревой стала 6-летняя девочка, которая при поступлении в гос.учреждение, опекающее детей, практически не умела разговаривать.
— Нравится ей человек — мяукает, не нравится — гавкает, — рассказывает «казенная мама». — У неё были большущие проблемы с памятью. К каждой женщине она обращалась по имени «Надежда Борисовна». Вероятно, в прошлом кто-то с этим именем был ей близок.
Только ко второму классу девочка научилась внятно разговаривать.
Андрей Якимов уверяет, что в будущем станет артистом, потому что хорошо поет и читает стихи. В подтверждение своим словам он рассказывает стих из фильма «Брат-2»: «Я узнал, что у меня есть огромная семья». /фото Дмитрия Травкина |
«Я не хочу в семью»
Это убеждение сложилось у многих воспитанников детского дома в силу сразу нескольких факторов. Прежде всего, это достойные условия проживания здесь. В некоторых городских школах педагоги признаются, что детдомовские дети на сегодняшний день одеты порой лучше, чем обласканные любовью родителей одноклассники.
Определенная свобода поведения тоже представляет особую прелесть для детдомовцев. В казенных стенах им не надо готовить есть, стирать, мыть полы и прибираться в комнате — все это делают люди, нанятые государством.
У многих из детдомовцев есть мобильные телефоны, подаренные им родственниками. Иметь свой личный сотовый здесь мечтает каждый ребенок, однако у учреждения нет средств на эти покупки.
Сегодня распорядок дня у каждого из социальных сирот похож: с утра до полудня — в школе, после обеда — выполнение домашнего задания, вечером — прогулки, просмотр фильмов или мультиков, игра на единственном общем компьютере.
У девочек постарше, не скрывает руководство детского дома, уже есть ухажеры. Под бдительным оком взрослых, воспитанницы общаются с мальчиками на скамейке напротив окна кабинета директора. Воспитательные беседы о правильном общении и безопасном сексе, рассказывает Марина Юрьевна, с воспитанницами проходят максимально часто. Ни одного случая беременности кого-то из подопечных детей не было.
При этом, помимо контроля за физическим состоянием, сотрудники учреждения бдят и за нравственным воспитанием детей. Однажды одна из воспитателей услышала за дверью детской комнаты песню Михаила Круга: «Золотые купола душу мою радуют». Впоследствии с детьми состоялась беседа о том, что музыка в стиле шансон в их возрасте пока неуместна.
Девочкам подросткового возраста пользоваться косметикой не разрешают, однако толку от этого запрета мало — из школы они все равно возвращаются красавицами с накрашенными ресницами.
«Или всех, или никого»
За пять лет работы в детском доме директор Марина Кочкарева, как признается сама, горячо полюбила каждого ребенка, однако здравый смысл и рациональный взгляд позволяют ей уже заранее спрогнозировать, у кого из подопечных нет реальных шансов попасть в семью. Таких там просто называют «наши навсегда».
Прежде всего это дети, которые попадают в детдом вместе с братьями и сестрами. Новый закон, принятый в 2008 году, разрешает приемным родителям либо брать под свое крыло всех, либо никого. В Качканаре есть семьи, готовые дать кров одному ребенку. Когда таких малышей двое, трое, четверо, желающих стать многодетными родителями не находится.
Помимо законотворческой загвоздки, есть и моральная составляющая — родные братья и сестры очень любят друг друга, и в детском доме эта привязанность становится еще крепче. Возможности разъединения не допускают даже сами дети: старшие защищают младших и вместе они знают истинное значение понятия «родная душа».
— Я, когда вырасту, стану массажистом. Люблю когда гладят, — говорит Аня Якимова. /фото Дмитрия Травкина |
«Скоро к тебе придет мама»
Андрей и Анна Якимовы — брат и сестра. Ему — 10 лет, ей — 8. Андрею удалось пожить с родителями до 4 лет, после чего его изъяли из семьи. Анна присоединилась к брату примерно в том же возрасте.
Очень похожие внешне, они и в рассуждениях о жизни дублируют мысли друг друга. Оба рассказывают, что родителей нет в живых: «папа умер от наркоманства, мама спилась». Оба признаются, что мечтают завести хомячка, только Андрей говорит, что назвал бы питомца Гаврюшей, Анна — Филькой.
Рассудительные не по годам, брат и сестра говорят, что хотят в новую семью, однако к будущим родителям предъявляют суровые требования: «чтоб добрые были, не пили, не наркоманили, мама чтоб кушать готовила, прибиралась».
О себе ребята рассказывают охотно. Андрей уверяет, что в будущем станет артистом, потому что очень любит петь, выступать. В качестве примера ребенок начинает рассказывать стих из фильма «Брат-2»: «Я узнал, что у меня есть огромная семья — и тропинка, и лесок, в поле каждый колосок! Речка, небо голубое — это все мое, pодное. Это Родина моя. Всех люблю на свете я». Где и когда он выучил этот стих, 10-летний ребенок не помнит. Зато рассказывает, что мечтает побывать во Франции в Китае. Во Франции — чтобы язык выучить, а в Китае — чтобы научиться держать китайские палочки. Еще мальчик признается, что нередко видит один и тот же сон: он летит в облаках, а ему навстречу — стая птиц. Одна из них воркует ребенку: «Скоро к тебе придет мама».
Анна в свои 8 лет считает себя уже взрослой: «Мультики я не смотрю, большая уже. А вот в куклы играть нравится». В будущем девочка мечтает стать массажистом, так как сама очень любит ласку. Не без гордости сестра рассказывает, что брат защищает её в школе, а она его — в стенах детского дома.
Почувствовать атмосферу настоящей семьи у Анны и Андрея Якимовых, также как и остальных воспитанников детского дома, шансов не много. Постоянно меняющееся законодательство вносит все больше бюрократии в порядок отправления детей в патронатные или в гостевые семьи, где дети могут проводить как пару дней, так и несколько месяцев. Сегодня качканарцы, желающие даже на день пригласить детдомовца в свою семью, должны на протяжении нескольких недель проходить специальную комиссию, которая удостоверится, что человек адекватен и выдаст разрешение сроком действия на год.
Пройти через госинстанции решаются единицы. Однако всем желающим пригласить к себе в гости детдомовцев, в администрации учреждения дадут все инструкции по прохождению комиссии.
Главное — дети, уже имеющие в свои небольшие годы горький жизненный опыт, еще не разуверились, что настоящие мамы и папы существуют. Они каждый день ждут их.
Алёна Мухаркина
Смотрите также:
— Качканарцы перестали брать детдомовцев в семью
Как же таким деткам всётаки непросто…
ХОРОШИЕ ДЕТИШКИ! КАК ТАКИХ МОГЛИ БРОСИТЬ? И ВООБЩЕ-КАК МОЖНО БРОСИТЬ РЕБЕНКА? ЖАЛЬ-ДАЛЕКО ЖИВУ.А КАКИЕ НАДО ДОКУМЕНТЫ И ИНСТАНЦИИ ПРОЙТИ?У НАС НАПРИМЕР-ХАРАКТЕРИСТИКА. СПРАВКА О ЗАРПЛАТЕ. ПОТОМ В СОЦИАЛ ПИШЕШЬ КОГО БЕРЕШЬ.ПРОХОДИШЬ КУРСЫ ВАСПИТАНИЯ И ОСМОТР ЖИЛЬЯ -ГДЕ БУДЕТ ЖИТЬ РЕБЕНОК.ПОЧЕМУ У ВАС НАДО МНОГО ПРОЙТИ ИНСТАНЦИЙ?
Потому что Качканар, это отдельная страна со своими законами.Что верхи указали ,то низы и выполняют.