Почему через три года КГОК рискует потерять 13.000.000 тонн руды

4201-1
Место будущего карьера

Евраз организовал поездку на Собственно-Качканарское месторождение для журналистов из разных городов Свердловской области

14 октября ГОК расчистил площадку под строительство первичного карьера.
Сейчас на месторождении строится технологическая дорога шириной 32 метра и длиной 2,8 километра для движения БелАЗов грузоподъемностью 240 тонн. Она соединит первичный карьер и рудоперегрузочные пункты.
Подготовлено порядка 1,5 км полотна для укладки железнодорожных путей, ведущих от пункта погрузки руды № 1 до станции Северная. Строительство путей планируется начать уже в феврале 2020 г.
В ближайшее время начнется реконструкция станции «Северная», где будут построены дополнительные съезды, шесть стрелочных переводов. Также начнется укладка полотна ко второму рудоперегрузочному пункту.
Также на месторождении ведутся работы по водоотведению — оборудованию водоотлива и водоотводных канав протяженностью около 1,5 километра и глубиной до 5-7 метров. В настоящее время пройдено уже 600 метров. Всего будет оборудовано восемь водоотводных канав, две насосные станции и два отстойника карьерных вод.

Экскурсия в управлении комбината началась с инструктажа по безопасности и показа специального фильма о правилах поведения в производственной зоне. Всем представителям СМИ была выдана спецодежда — ботинки, штаны, куртка, каска, защитные очки и перчатки. Участники расписались в табеле, что ознакомлены с правилами.

Первым пунктом стало место, где в будущем появится новый карьер. Сейчас там очищена площадка, работает экскаватор, который грузит скальный грунт в КамАЗы для строительства дороги.

— В Евразе сформирована стратегическая программа развития Качканара и ГОКа, — рассказал журналистам вице-президент Евраза, руководитель дивизиона Урал Денис Новоженов. — Один из важнейших проектов – разработка нового Собственно-Качканарского месторождения. Сегодня на месторождении на ваши вопросы ответят руководители дивизиона исполнительный директор комбината Александр Принев, директор по управлению проектами Павел Колпаков — это самый опытный менеджер проектов в дивизионе Урал. Он построил две доменные печи и сейчас строит третью. Он недавно был назначен директором по управлению проектами, его богатый опыт поможет другим руководителям. Антон Спицин — директор по инвестиционным проектам, Александр Трофимов — менеджер проекта СКМ.

4201-2
Руководитель дивизиона Урал Денис Новоженов рассказывает о будущем комбината

По словам Дениса Новоженова, проект СКМ выходит на активную стадию, предприятию необходимо усиливать команду — дополнять и добавлять необходимые ресурсы. Но пока предприятие обходится своими резервами и силами подрядчиков. Речи о наборе новых работников пока не идет.

Промышленная добыча руды в новом месторождении начнется в 2021 году.

— Если мы не начнем строить вовремя, то с 2021 года начнем терять объемы добычи. К 2024 году мы можем потерять уже тринадцать миллионов тонн руды. Нам нужно восполнять этот объем. Мы не можем допустить убыточности комбината и потери рабочих мест, безработицы в Качканаре. А СКМ — это будущее Качканара. Не секрет, что более десяти тысяч человек зависят от комбината. Около 6000 — работники, плюс их семьи, ветераны.

Объемы добычи руды на действующих карьерах начинают уменьшаться, запасы месторождения истощаются.

— У нас низкое содержание железа в руде, всего 15%. У других предприятий содержание железа в два раза выше, около 30%. Оставаться эффективными нам помогает небольшой объем вскрыши и содержание ванадия в руде. Запасов руды на СКМ хватит на сто с лишним лет.

Исполнительный директор комбината Александр Принев говорит, что стоимость проекта первой очереди СКМ — 6,4 миллиарда рублей. Но на этом строительство не закончится, далее будет реализовываться второй этап. Также руководство комбината планирует реконструкцию хвостового хозяйства.

— Этот проект тоже связан с будущим Качканара, — подчеркивает он. — По сути, мы разрабатываем новые отсеки хвостохранилища. К 2024 году мы должны запустить новый отсек. Будем применять новые технологии.

— Проект будет реализован в два этапа, — говорит Денис Новоженов. — Первый — это реконструкция действующего хвостохранилища, второй – строительство нового отсека. Это один из крупнейших проектов, которые сегодня есть в дивизионе Урал.

— Мы будем первым горнорудным предприятием России, которое начнет использовать мощные самосвалы и экскаваторы на добыче железной руды. Думаю, это станет хорошим опытом для нас, первые новые экскаваторы мы получим уже в декабре. Задача — не только эффективно использовать, но и обслуживать и беречь технику.

Для разработки нового месторождения мы закупим БелАЗы с грузоподъемностью 240 тонн. До этого на комбинате использовались машины, которые перевозят 130 тонн. С точки зрения эффективности, мы перешли на более производительное оборудование.

4201-3
Новые БелАЗы с грузоподъемностью 240 тонн на Западном карьере. Машины оснащены по бокам электронными дисплеями, которые показывают загруженность кузова в тоннах

— На Главном карьере уже работают три 240-тонных БелАЗа. Еще два придут в начале следующего года. Новая техника будет работать в два раза эффективней, чем старая.

По словам Дениса Новоженова, вторым этапом на комбинате планируется перенести крупное дробление в карьер. Также построить в карьере корпус средне-мелкого дробления (КСМД). Сегодня на комбинате такие используются, но в долгосрочной перспективе эффективней построить новые объекты, чем использовать старые, которые постоянно нуждаются в ремонте.

— Планируется, что после дробления руда магистральным конвейером будет подаваться на обогащение. Это абсолютно новая технология, которую частично мы видели в применении в разных местах.

— Подобная техника успешно работает на одном из шведских рудников, — рассказал исполнительный директор комбината Александр Принев. — Рудник находится за Полярным кругом и условия эксплуатации оборудования там жестче, чем у нас. Мы посетили этот рудник в июле. Сегодня мы можем подтвердить, что выбранная технология работоспособна.

4201-4
Чем глубже карьер, тем затратнее добыча руды

Проект СКМ вошел в один из приоритетных проектов Свердловской области. Денис Новоженов подчеркивает, что это знаково. Областное правительство активно поддерживает разработку нового месторождения, поскольку будущее Качканарского ГОКа — это будущее не только всего Качканара, но и НТМК – именно наша руда является основным источником сырья для нижнетагильского комбината.

— Есть планы по использованию качканарского сырья на другом предприятии Евраза — Западно-Сибирском металлургическом комбинате.

Стоит отметить, что Евраз вкладывается не только в развитие производства, но и помогает городу. Компания в этом году потратила миллиард рублей на реализацию проектов по строительству объектов в Качканаре.

— Скоро будет закончено строительство футбольной школы «Олимп», в следующем году начнется возведение Дворца единоборств. Уже готова лыжероллерная трасса, которая уже этой зимой примет спортсменов. После Дворца единоборств, планируется строительство Ледового дворца. Во всех этих проектах принимает активное участие Евраз и областное правительство.

От журналистов поступил вопрос о поселенцах, которые незаконно поселились на горе Качканар, находятся в зоне разработки и не желают переезжать, несмотря на решение суда об их выселении.

— Мне кажется, с ними все предельно понятно, — уверен он. — В свое время люди поселились там незаконно, есть судебное решение, которое подтверждает, что это незаконно. Есть решение о сносе всех незаконных построек на земле. Когда мы пришли к реализации проекта СКМ, мы поняли, что поселение находится на территории карьера.

— Допустить, чтобы тут находились посторонние люди во время взрывов, мы не можем. Власти сейчас довольно активно урегулируют этот вопрос. Мы имеем право по закону распоряжаться той землей, которая у нас есть и вести на ней работы.

— Мы готовы оказывать помощь в решении вопроса с поселенцами. Естественно, предлагаем различные варианты для решения проблемы, готовы перевозить людей, готовы помогать. Задача простая — принять той стороной разумное решение и съехать с места. Ранее им было выделено место на горе Мохнатка. Была договоренность, что они переедут туда, но по каким-то причинам им эта земля не понравилась. Сейчас, общине предлагают варианты расселения в Косье. Мы поможем, чем можем. Лишь бы этот вопрос решить в законной плоскости. Мы на это настроены. В этом спасибо правительству области, которое решает этот вопрос. Вообще, это вопрос не наш, а вопрос государства, но мы готовы помогать. Надеюсь, вопрос решится, потому что в его решении заинтересованы все стороны.

Сейчас реализация проекта СКМ идет полным ходом без расхождений с графиком. Над подготовкой местности к строительству карьера трудятся четыре подрядные организации из Екатеринбурга, поскольку в Качканаре не существует организаций, способных выполнять те задачи, которые необходимы комбинату.

При разработке СКМ будет дополнительно создано 135 рабочих мест
В декабре планируется начать реконструкцию подстанции № 11 и строительство двух отдельных линий электропередач общей протяженностью 14 км. Для обеспечения качественного и бесперебойного энергоснабжения горной техники на первом участке СКМ на подстанции установят мощный трансформатор.
На реализацию первой очереди проекта Евраз направит 6,4 млрд рублей. Месторождение будет отрабатываться одним карьером. Ожидается, что к 2024 году добыча руды из карьера составит 13 млн тонн в год.
Ввод СКМ предполагает использование самых современных технологий. Будут работать карьерные экскаваторы с емкостью ковша 20 и более кубических метров и большегрузные карьерные самосвалы БелАЗ грузоподъемностью 240 тонн.

Статья из КЧ №41 от 16.10.2019

Текст, фото: Иван Стрыков

  •  
  • 4
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Мнение авторов статей может не совпадать с позицией редакции.

Система Orphus Обнаружили орфографическую ошибку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter






Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.