«Евраз: Город друзей — город идей!». Проекты должны быть направлены на кого-то!


На радиостанции 102,8 ФМ директор благотворительного фонда Евраз-Урал Елена Раудштейн /фото Ильи Обухова

Что получил Качканар за 10 лет работы грантового конкурса Евраза; как придумать идею, чтобы выйти в победители; зачем фонд ждет на конкурс старшее поколение; почему часто проект на бумаге оказывается красивым, а на деле обратное; что делать, если на него не хватит денег; и для чего Елена Раудштейн предложила журналисту радио посадить канадские клены

Александр Власовских: — Друзья, напомню, что в городе, да и не только в нашем, семимильными шагами шагает грантовый конкурс «Евраз: Город друзей — город идей!». Поэтому сегодня мы пригласили к нам в гости человека, который имеет непосредственное отношение к этому конкурсу. Здравствуйте Вам, Елена Анатольевна.
Елена Раудштейн: — Здравствуйте.

А: — Расскажите об истории конкурса, когда и где он был организован впервые, каковы цели?
Е: — В этом году уже 10 лет, как мы проводим этот конкурс в Качканаре. Давайте отмотаем время на десять лет назад, это был посткризисный период. Тогда инициатива с проведением конкурса и выплатой грантов была несколько странной. Но, так как компания социально ориентирована, и интересует ее не только производство, но развитие городов присутствия, то в те сложные времена запустили проект «Город друзей — город идей!». В первом году своего существования совместно с Качканаром он прошел в Нижнем Тагиле, Новокузнецке и Междуреченске. Потом, к сожалению, появились сложности, которые не позволили проводить в других трех городах присутствия компании этот конкурс.

Е: — Но, Качканар — особенный город! Я это не перестаю повторять на всех уровнях. Депутаты от ГОКа настояли на том, чтобы этот конкурс продолжался. Поэтому в Качканаре конкурс не прекращался, и в общей сложности в этом году мы проводим его десятый раз.

А: — Расширилась ли за десять лет география конкурса?
Е: — Сейчас «география» стала первоначальной. С прошлого года мы вернулись в исходную точку и проводим конкурс в двух уральских и в двух сибирских городах.

А: — По вашему мнению, для чего он нужен? И почему так мало своих идей предлагает старшее поколение?
Е: — У старшего поколения много идей, но, порой, им бывает сложно подготовить сам проект. Взрослым только кажется, что это «детский» конкурс. Тот, кто провел «изыскательскую» работу на сайте конкурса, правильно и вдумчиво прочитал положение, наверняка нашел для себя много интересных направлений деятельности, которая может стать основой будущего проекта.

Е: — При этом у нас есть отдельный конкурс для школьников «Детский Форсайт». Начинался он, кстати, тоже с Качканара. Качканар у нас просто «передовик» в деле апробации социальных проектов. Именно в «Детском Форсайте» мы учим молодых, как правильно развивать социальное партнерство.

Е: — Что касается конкурса «Город друзей — город идей!», то в нем авторы могут быть разновозрастными. Молодежь придумывает одно, взрослые другое, у них больше цепкости и опыта в развитии проектов. Я думаю, лиха беда — начало, на одиннадцатом году жизни мы вместе с потенциальными участниками проекта начнем «взрослеть».
Например, уже в прошлом году конкурс «повзрослел» благодаря участию сотрудников предприятий. То есть, организаторами и инициаторами нескольких проектов стали сотрудники комбинатов.

А: — Какие проекты за все годы конкурса вам запомнились больше всего?
Е: — Начну с самого известного, который работает и в Нижнем Тагиле, и в Качканаре, и даже за рубежом побывал.
Сообщество художников в Нижнем Тагиле предложило работать с детьми с ограниченными возможностями. Это был небольшой проект «Любимые дети». Со временем он очень вырос, перешел из Тагила в Качканар, потом в Сибирь, и даже побывал в Чехии.
В Нижнем Тагиле мне понравился проект, который был представлен на конкурс в прошлом году и реализовался этим летом — возрождение парусного спорта. Как выяснилось, много лет назад секцию парусного спорта на Тагильском пруду основал как раз сотрудник металлургического комбината. Сейчас мы поддерживаем этот проект и помогаем ему развиваться.
В Качканаре – это именитая школа самбо и дзюдо с Денисом Сапуновым, патриотическое воспитание от клуба «Афганец», множество проектов связанных с благоустройством парков и дворов. В прошлом году очень понравился проект «Крылья Икара», где юных журналистов учат, как правильно видеть и описывать новости.

Е: — И вообще, если посмотреть на карту города Качканар, сделать пометки о реализованных проектах «Город друзей — город идей», то карта города может стать картой проектов. От Качканара всегда много участников, много интересных идей, и даже на центральной площади города вы можете увидеть «галочку» от нашего проекта «Я люблю Качканар».

А: — На моей памяти, как у качканарца, есть один негативный пример — победил проект «Парк барбарис», это спуск от улицы Свердлова к лицею №6. До этого там росли уникальные канадские клены, которые посадили во время строительства города. Эти клены вырубили, сделали газоны и поставили скамейки. Сейчас газоны зарастают, а развития у проекта нет.
Е: — Мы говорим о 150-и реализованных проектах, невозможно отслеживать все. Но, кто-то ведь стоял за этим проектом? Какая-то школа получила грант… А вот дальше — проявите ваше журналистское мастерство. Найдите автора или авторов, спросите, зачем был сделал этот проект, почему оставлен без внимания?
Конечно, если проект глобальный, интересный, мы его отслеживаем и развиваем.
Взять, например, полезный проект во благо города — детская площадка. Допустим, инициативная группа получила грант, поставили площадку. Если по проекту у нее есть хозяин, есть ответственные люди, которые будут следить за ее сохранностью, то значит, проект будет жить и развиваться. А если проект в течение нескольких лет сходит на нет, то мы не можем его поддерживать вечно, для этого должны быть инициативные люди.

А: — То есть дальнейшее развитие проектов в большинстве случаев лежит на авторе?
Е: — Да, все верно. Александр, а знаете, я недавно давала телекомпании интервью, пришел на запись видео молодой оператор. В процессе записи отрывал глаза от видоискателя камеры и внимательно меня слушал, что я рассказываю о конкурсе. А сразу же после интервью молодой человек подошел ко мне со своими идеями. Я поняла, наш человек, который реально может претендовать на получение гранта.
Так что, Александр, отправляйтесь и Вы к нам в фонд за консультацией, как правильно написать проект. Ведь «Парк Барбарис» надо вернуть к жизни?..

Е: — Вы же заметили, что развитие проекта не удалось, потерялся хозяин этой аллеи. Так давайте обратно посадим эти клены! Займитесь этим. У качканарцев очень много проектов связанно именно с благоустройством города. Так что жду Ваш проект, по благоустройству данного места.

А: — Хорошо, я об этом подумаю. Для тех, кто собрался участвовать в конкурсе, но никогда этого не делал, не знает с чего начать, куда пойти и у кого спросить?
Е: — Когда в первые годы мы объявили об этом конкурсе, поступали звонки такого характера — я придумал проект. Спрашиваем — какой? А в ответ — нет, вы сначала дайте деньги, а потом я вам скажу.
Мы удивлялись. Потом рассказывали людям, что такое проект, что такое социальное проектирование. Было много случаев, когда люди заявляли, что придумали нечто грандиозное. А при вопросе о правильности составления проекта и о четкой смете вдруг исчезали.
Поэтому мы создали сайт, на который может зай-ти любой желающий участвовать в конкурсе, посмотреть положение, полюбопытствовать, а не воплотили ли уже его идею другие авторы, нет ли похожих проектов, какие идеи «летят», а какие нет. Адрес сайта: grant.evraz.com.
На самом деле, все проекты интересны. Единственное, что нужно понимать и осознавать, насколько проект общественно значим. Востребованы они только тогда, когда имеют свою целевую аудиторию. Например, один из моих любимых проектов — обучение пожилых людей работе на компьютере -начинался в Качканаре и тиражируется теперь во многих городах области.
Моя подруга, журналист, работает в Благовещенске, приехала в гости и застала меня в процессе работы над конкурсом. Попросила рассказать подробнее о нем, потом поделилась с руководством у себя в городе, и в дальнейшем попросила нас дать добро на проведение подобного конкурса. Он там под другим названием, но идея та же. И теперь я знаю, что в Благовещенске есть наш «сыночек», еще один умный и полезный конкурс.

А: — Частично вы уже эту тему затронули, давайте поподробнее, на пальцах, по пунктам, какие критерии оценок? Кто члены жюри?

Е: — У нас не жюри. Жюри — это там, где рисунки рисуют, песни поют и танцы танцуют. У нашего конкурса — экспертный совет. То есть это те люди, которые являются экспертами при оценке значимости для города и горожан тех или иных проектов, и это очень уважаемые люди.

Е: — В Качканаре мы всегда делали очную защиту проектов. В среднем, на оценку приносили 50 работ, 10-15 получали гранты. В прошлом году мы решили сделать заочное голосование. Члены экспертного совета просмотрели все проекты, выбрали лучшие, потом мы собрались на обсуждение и вывели победителей. Иной раз на бумаге проект оказывается красивым и ровненьким, а на деле обратное – непродуманным и нежизнеспособным.
Именно поэтому в 2019 году мы опять вводим очную защиту проектов. Такая форма представления идеи часто отодвигает «гладкие» проекты из числа претендентов на получение гранта, потому что оказывается, что авторы сами не знают, чего они хотят. А те проекты, которые может, где-то и не дотягивают по оформлению, на очной защите показывают совсем другой результат. Задаешь направляющие вопросы автору, и проект открывается совершенно другими гранями.

А: — Если ты автор проекта, то как ты будешь его тащить, заражать своей идеей, если ты не можешь его представить? Поэтому, здесь подача и харизма автора очень важны.
Есть еще один момент. Всегда по окончанию любого конкурса появляются такие скептики, которые говорят, что победителями становятся только свои, приближенные к Евразу.
Е: — Таких скептиков остается все меньше и меньше. Просто смешно говорить о «своих», «приближенных к Евразу». А кто сейчас не свой? Кто не приближен к Евразу в Качканаре? Назовите мне хоть одну общественную организацию, секцию.

А: — Более того, нет в Качканаре ни одной семьи, история которой так или иначе не пересекалась с градообразующим предприятием.
Е: — Об этом и говорю. Мы уже родные люди. Когда мы встречаемся на защите проектов, мы видим родные лица, которые генерят десятки идей и приходят на конкурс еще и еще. А мы каждый год призываем новых людей, тех, которые еще не стали «своими». Так что, какой тут скепсис?
И если вдруг в нашем конкурсе вы не победите, с этим проектом, который уже будет подкорректирован, вы можете участвовать во всем многообразии конкурсов, которые проходят в нашей стране.

А: — Кстати, попутно возник вопрос — составление, обработка и защита проектов, это определенный набор навыков. Где можно научиться грамотно, составлять и представлять свой проект?

Е: — Вот такой базы, чтобы придти и прочитать лекцию, нет. Но, у нас есть общественные организации, в частности в Качканаре, которые сделали уже не один десяток этих проектов, можно обратиться к ним. Те люди, которые попадают в семью «Город друзей — город идей!», они уже дружат проектами.

Е: — Кроме того, в город пришел проект «Детский Форсайт», который занимается социальным программированием. На очные сессии в Качканар приезжали интересные люди, преподаватели, которые учили, как правильно писать проекты. На эти слушания мы приглашали общественников, но пришли единицы. Мы оповещали всех и вся. Не пришли, значит, делаю вывод, в Качканаре люди знают основы социального проектирования.
При этом, если вдруг человек не знает к кому обратиться с вопросами о нашем конкурсе, у нас на сайте выданы все «пароли и явки». Ни одному человеку в помощи мы не отказали.

А: — Каких заявок ожидаете в этом году от Качканара, в частности?
Е: — Ждем «возрастных» проектов и авторов, о которых мы говорили в начале интервью. Это могут быть товарищества жильцов, общества ветеранов, пенсионеров, инициативные группы горожан.
Сейчас востребованы идеи, связанные с развитием физической культуры, экологией, организацией кружков по интересам, патриотического воспитания, благоустройством. Возможно социальное партнерство с администрацией. Например, грант вложит автор проекта и какую-то помощь окажет администрация.

А: — А что делать, если проект понравился экспертному совету, но стоимость его превышает выделенную в рамках конкурса?

Е: — Проект можно реализовывать поэтапно. Вы пишите грант на получение одной суммы, при этом вы планируйте развивать проект и участвовать в следующем конкурсе.

А: — Как вы думаете, какие полезные навыки могут приобрести участники в этом конкурсе? Что им вообще дает участие в нем?
Е: — Человек решил, что он может что-то реализовать, это вера в себя. Я могу написать проект — это систематизация желаний и потребностей. Я возьму и создам проект на бумаге — систематизация мысли, переложенной на бумагу. А прежде, чем начать социальное проектирование, нужно провести опрос и выяснить, сколько у тебя сподвижников. Значит, ты становишься создателем команды.
Далее. Ты должен публично представить свой проект, а ведь на презентации присутствуют эксперты, журналисты, представители администрации. Ты должен красиво проект преподать, а это тоже публичное представление, навыками которого тоже должен обладать автор. Все навыки – очень полезные.

А: — Что бы вы хотели пожелать участникам конкурса?
Е: — Нужно расти, видеть себя в проекте, в городе, в котором живешь.
Кто знает, говорят социальное проектирование в тренде, может быть, в обозримом будущем оно станет профессией человека, который сейчас, волнуясь, представляет свои проекты. А потом он встанет на крыло, и вернется в тот же город Качканар специалистом, который будет помогать развивать этот город. Все возможно!
Мы даем возможность людям думать о будущем. А каждый проект — это и есть взгляд в будущее.
Я мониторю каждый день, как идет конкурс, проекты еще пока не понесли, но вопросов очень много. Мы рады каждому звонку, каждому письму, в котором авторы сообщают, что впервые участвуют в конкурсе. Для нас это маленькая победа, это наши люди, мы смогли заинтересовать новых участников! Так что проекту «Евраз: город друзей — город идей!» — жить.

Статья из КЧ №40 от 09.10.2019

Интервью: Александр Власовских. Текст: Рита Власова. Какого гостя вы хотите услышать в эфире? Позвоните и предложите по телефону 6-102-8

  •  
  • 2
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Мнение авторов статей может не совпадать с позицией редакции.

Система Orphus Обнаружили орфографическую ошибку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter






Комментарии посетителей сайта являются исключительно их личным мнением и могут не совпадать с мнением редакции.

  1. Daimann Daimann:

    Там не канадские клены, а канадские тополя росли, они еще много где есть по Качканару))

  2. Аватар 13:

    В голове у тебя, Дайман, тополь. Может даже и канадский.

  3. Аватар Pehckin:

    А из тополя случаем не делают фанеру транзитную? Хотя нет, из берёзы. sorry

  4. Аватар }{AM:

    Были тополя.Может штук пять невысоких (к середине двухтысячных да, стали высокие). Но рядами стояли именно клёны. В первом-третьем классе в первые недели сентября мы традиционно, организованной колонной (классом), на природоведении, «выводились» (из 4-й школы)до этой аллеи собирать листья для гербария/последующих поделок.Если на следующем уроке была подходящая погода, то весь урок ползали по перелеску за «Чебуречной», выдёргивая мох, собирая красные осиновые листья. Прекрасно помню предвкушение этого «выхода» в третьем классе (уже знали ведь, что будет такой «урок» laugh ), а в августе я уже насобирал там этих кленовых листьев и забил ими все книги, представляя,что собрал самые лучшие rofl .
    К слову, позже и дам своих тоже обхаживали вдоль этих клёнов laugh (одна жила в 12-этажке, вторая- в 10-м доме), так что именно КЛЁНЫ там и росли, пока всем известный дендрофоб до них не дотянулся diablo

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.